Гора родила мышь: законодательные итоги года


Бесконечные новогодние праздники позади. Кажется, давно уже был и прошлогодний беспрецедентный ажиотаж вокруг поправок в законы об НКО. Оставшееся после него ощущение больших надежд и ожиданий в третьем секторе все еще живо, но что же в итоге было принято Госдумой?

Взносы во внебюджетные фонды

Особенно остро в конце 2010 года стоял вопрос со ставками страховых взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ОМС).

Еще летом 2009 года был принят закон, вводящий с 1 января 2011 года новые ставки, совокупный размер которых должен был составить 34% от фонда оплаты труда для всех НКО без исключений, независимо от вида налогового режима.

В связи с этим в конце 2010г. силы третьего сектора были брошены на введение льготы для НКО. В результате чего на НКО, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), были переходного периода (2011-2019 годы). Так, в 2011-2012 годах совокупный тариф составит 24% вместо 34%.

Однако не все НКО с УСН смогут воспользоваться названной льготой, а только те, что отвечают следующим условиям:

  • основным видом экономической деятельности НКО (в соответствии с ОКВЭД) является производство игр и игрушек; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов); деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий; деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

А что же делать остальным НКО, не подпадающим под перечисленные требования? Сами понимаете, вопрос риторический…

Благотворительность и добровольчество

В прошедшем году много говорилось и писалось о поправках в федеральный закон о благотворительности. В конце декабря они были .

В частности, думцы расширили применение закона, удлинив перечень целей благотворительной деятельности, К ним были отнесены:

  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Владимир Путин на встрече с добровольцами. Фото: http://premier.gov.ru/

Кроме того, Госдума и заложила правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности. Так, эти самые условия могут быть закреплены в . В этом документе можно прописать возмещение связанных с исполнением договора расходов добровольцев: по найму жтилья, проезду до места назначения и обратно, питанию и .

Для волонтеров по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды фонды.

Однако так и остались только в проекте предложения по расширению перечня правовых форм, в которых могут создаваться благотворительные организации. Сейчас это фонды, общественные объединения и учреждения. Планировалось дополнить список — как минимум, еще автономными некоммерческими организациями. Однако это было признано нецелесообразным. Дело в том, что сейчас идет реформа гражданского права, одним из направлений которой является как раз сокращение организационно-правовых форм НКО.

Ставка 0% по налогу на прибыль

То, о чем мечтали многие НКО, стало возможным для медицинских и образовательных организаций.

В конце декабря 2010 года в Налоговом кодексе появилась новая статья 284.1, которая предусматривает возможность для НКО, , применять налоговую ставку 0%.

НКО , если они удовлетворяют следующим условиям:

  1. если организация имеет лицензию на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;
  2. если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, составляют не менее 90 процентов ее доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ;
  3. если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  4. если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  5. если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Дополнен перечень российских грантодателей

Согласно п. 6 ст. 217 НК РФ от налога на доходы физических лиц освобождаются индивидуальные гранты, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства. В правительство грантодающих организаций. Правда, в него включили исключительно российские организации: Международный Фонд Технологий и Инвестиций (Москва), Фонд инновационных научно-образовательных программ «Современное естествознание» (Москва), Фонд «Русский мир» (Москва). Перечень иностранных грантодающих организаций это постановление, увы, не затрагивает.

Чего не случилось

А не случилось следующее:
Еще в мае 2010 года в первом чтении , основная цель которого — расширить перечень объектов, передаваемых в целевой капитал, и ввести налоговые льготы жертвователям в целевой капитал. Документ все еще ожидает второго чтения, однако дата его проведения неизвестна.

В ноябре 2010 года прошло первое чтение . Суть — разрешить упоминание в социальной рекламе физических и юридических лиц (сейчас нельзя). Так, предполагается допустить упоминание социально ориентированных некоммерческих организаций в случаях, если содержание рекламы непосредственно связано с описанием . Дата второго чтения тоже покрыта мраком.

И, наконец, , снижающие налоговое бремя на НКО. Второе чтение было запланировано на середину декабря, и все ожидали, что он закон вступит в силу с января 2011 года. Но заседания было отложено на февраль нового года. В результате так остались несбывшейся надеждой льготы для физических лиц-получателей благотворительной помощи, освобождения от НДС для учреждений социальной направленности, налоговый вычет для частных жертвователей, льготы для производителей социальной рекламы, освобождение от налога на прибыль услуг и работ, получаемых НКО бесплатно.

Итак, вспоминая небывалую законотворческую активность, развившуюся в конце 2010 года, приходится с сожалением констатировать: «Гора родила мышь». Важные поправки, принятые в первом чтении, увы, до сих пор остаются лишь законопроектами. И сложно прогнозировать, когда они превратятся в настоящие законы.

Автор — директор по правовым вопросам CAF Россия

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» 
Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Добровольцами признаются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Раньше это был безвозмездный труд.
Предметом такого договора являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг
Например, по оплате средств индивидуальной защиты, оплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование
Подтверждено, что не относятся к объекту обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 НК РФ.
Для применения ставки 0% под образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.
НКО, изъявившие желание применять налоговую ставку 0% в соответствии, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0% процентов, подают в налоговый орган заявление, копии лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности. По окончании налогового периода организации подтверждают правомерность применения нулевой налоговой ставки.
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 936 «О внесении изменений в перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».
Эта льгота распространяется на гранты, выданные международными, иностранными и российскими организациями, прямо названными Правительством РФ.
Законопроект № 306882-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроект № 395585-5 «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» (в части социальной рекламы)».
Деятельности, направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей
Законопроект № 385319-5
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»
  1. ipagava

    да, все так, увы, увы и еще разок увы. и в то же время не могу не радоваться появлению «мышки»: несколько лет назад намерение взять на какое-нибудь задание волонтера означало получить головную боль и необходимость идти на всякие «обходные маневры» в договорах и организации процесса. жизнь становится чуть-чуть легче.

Leave a Reply