Добрые кредитки


Банковские карты и вклады с «социальным акцентом» — пока еще новый для России благотворительный инструмент. Однако эти пришедшие с Запада технологии сбора пожертвований уже пользуются успехом.


 
Суть технологии такова: определенный процент от транзакций по карте либо от суммы вклада банк перечисляет в заранее оговоренные фонды, оказывающие помощь разным нуждающимся.
 
Это и одинокие старики, и больные тяжелыми заболеваниями, и инвалиды, и дети-сироты. Список тех, кто самостоятельно не может справиться со своей бедой, очень велик. Помочь им может каждый, кто неравнодушен к чужим проблемам. По данным исследования, проведенного ВЦИОМ в 2009 году, таких людей не так уж и мало: 46% опрошенных респондентов принимали участие в благотворительности в последние 4 – 5 лет, и 47% выразили готовность это делать. Возможно, кто-то не знает, как и с чего начать, кто-то не может выбрать фонд и способ участия в благотворительности, кому-то просто не хватает времени.
 
Вот для таких людей как раз удобны благотворительные карты и вклады. Оформление  одного из этих продуктов, по существу, и есть начало филантропической деятельности. Прямо в офисе банка, не бегая по инстанциям, экономя свое личное время, клиент получает полную информацию о фонде, в который будут перечисляться деньги, об условиях использования карты или вклада — какой процент от транзакции или суммы вклада пойдёт на благородное дело. Немалое значение играет и доверие банку —  оно транслируется и на фонд, с которым сотрудничает банк.
 
«Во всем мире проекты , связанные с добровольными пожертвованиями в различные фонды, занимают достойное место в банковских портфелях», — утверждает глава представительства MasterCard Europe в России Илья Рябый. В России, по его словам, это направление развито гораздо слабее по сравнению с Европой, где частная благотворительность имеет многолетнюю историю.

«Но появление на российском рынке подобных продуктов говорит о развитии принципов цивилизованной благотворительности. Эти филантропические банковские инструменты повышают  активность и стимулируют ответственность российских пользователей банковских услуг, внося свою лепту в формирование культуры благотворительности», — констатирует Илья Рябый. И это действительно так — всего 5 лет назад на российском рынке о благотворительных финансовых продуктах не было и речи. А сегодня уже несколько передовых банков предлагают клиентам карты и вклады, позволяющие заниматься благотворительностью.  Большая часть этих банков в качестве благополучателей выбрала детей-сирот либо детей, страдающих различными заболеваниями, как самых социально незащищенных.
 
Сбербанк был пионером в этой области и выпустил первую в стране благотворительную карту «Подари жизнь». 0,3% от суммы покупок, совершенных по этой карте, банк перечисляет в    одноименный фонд, организованный Чулпан Хаматовой. По 0,5% перечисляют в разные благотворительные организации Промсвязьбанк по карте «Линия жизни» и банк «Интеркоммерц» по карте «Я помогаю». У ТрансКредитБанка по его карте «Я помогаю детям!» схема отчислений немного другая  — 0,25% от суммы платежа списывается со счета карты из личных средств держателя и такую же сумму банк перечисляет из своих доходов на счет БФ «Расправь крылья!» В итоге получаются те же 0,5%. Яндекс, на запрос о благотворительных вкладах, выдает нам такие предложения: Сбербанк —«Создай накопления», Русский трастовый банк — «Благотворительный», АК БАРС БАНК — «Твори добро».

Большинство банков имеет в своем арсенале либо карту, либо вклад, а вот УРАЛСИБ, например, предлагает и то и другое в рамках программы «Достойный дом детям!». Как сообщается в пресс-релизе банка, на сегодняшний день её участниками стали уже более 50 000 человек: было выпущено более 35 600  карт и открыто более 18 500 вкладов. А благополучателю — — перечислено более 14 млн рублей.  
 
Клиенты банка, выбравшие благотворительные карты и вклады и интересующиеся дальнейшей судьбой пожертвованных денег, могут найти всю информацию на отчетной странице фонда «Виктория». Здесь есть и финансовый отчет, и фотографии того, что было сделано.
 
Очевидно, что в современном обществе происходят большие перемены по отношению к частной благотворительности. И банки, в свою очередь, весьма способствуют этим переменам — предлагая аффинити-продукты, они популяризируют саму идею благотворительности и помогают тем, кто готов принять в ней участие, определиться с выбором.  

 
 

На Западе благотворительные финансовые продукты относят к разряду аффинити-продуктов (от англ. affinity — сопричастие).
Собранные деньги Детский фонд «Виктория» использует для обеспечения комфортных и безопасных условий проживания воспитанникам детских домов. Помощь оказывается исходя из индивидуальных нужд каждого детского дома.
  1. Света Розанова

    Справедливости ради хочу уточнить: первыми в России сделали благо-карту не СберБанк и Подари жизнь. Пионерами были за несколько лет до них АльфаБанк и российский WWF.

  2. Лиза

    Мне кажется для популяризации использования «добрых кредиток» и благотворительности через отчисления с кредитных карт нужно в первую очередь дать людям выбор в какие НКО они хотят перечислять средства. Какие-то люди хотят делать пожертвования на борьбу с бедностью, какие-то на поддержку стариков, какие-то в пользу детей инвалидов и т.д. Также не все некоммерческие организации равны по своему подходу, эффективности, прозрачности, и т.д. Если вместе с такими «добрыми карточками» дать людям выбор на борьбу с какой социальной проблемой и в пользу каких организаций будут перечисляться деньги, возможно люди будут доверчивее относится к такой благотворительности, а значит и использовать «добрые кредитки».

    В Америке есть очень интересный стартап, SwipeGood. https://www.swipegood.com/ При регистрировании вашей карты на сайте, каждая ваша оплата по карте округляется до целого числа и разница идет на поддержку благотворительности. Пролучается, что размер Вашихз пожертвований зависит от того насколько часто Вы пользуетесь картой. (Но благотворительные перечисление в конце месяца никогда не превышают 20 долларов.) Вы можете выбрать и направление благотворительной деятельностии и организации, которые Вы хотите поддержать. На данный момент на сайте зарегистрированы 521 НКО.

Leave a Reply