Мальчик хочет в Петрозаводск


На первом месте в рейтинге «Российские города, доброжелательные к детям», проводимого Детским фондом ООН (UNICEF) и Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования (МАМСО), оказался Петрозаводск. На втором месте – Москва, на третьем – г. Новокуйбышевск Самарской области.

Петрозаводск

Кто и зачем участвует в рейтинге?

Всего в российском рейтинге «Города, доброжелательный к детям» (ГДД) участвовало 17 городов (список), среди которых встречаются как мегаполисы, так и маленькие областные города (с населением до 50 тыс). Напомним, что всего в России 1099 городов и 1295 поселков городского типа.

Скромный состав участников объясняется тем, что присоединение к инициативе Детского фонда ООН (UNICEF) – дело исключительно добровольное. Об этом говорил представитель Детского фонда ООН (UNICEF) в России Бертран Бейнвель на пресс-конференции, где обсуждались результаты рейтинга. Однако он уверен, что для России это большой результат — за те 5 лет, как здесь начала действовать инициатива ГДД.

Организаторы считают, что участие в инициативе способствует выполнению (на уровне города) обязательств, принятых Российской Федерацией при подписании Конвенции о правах ребенка. Города, решившие участвовать в рейтинге, должны сделать следующие вещи:

  • разработать стратегию и программу (обеспечивающие реализацию прав ребенка)
  • сформировать муниципальный бюджет в соответствии с потребностями детей
  • создать независимый механизм, позволяющий проводить мониторинг положения детей
  • взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами (дети, родители, НКО, бизнес)
  • привлекать детей и подростков к разработке политики и принятию решений, затрагивающей их интересы (на уровне города)
  • проводить информационную кампанию о правах детей.

«Город, доброжелательный к детям» — это не модель идеального города и не звание, которое выдается за достигнутые успехи. По словам директора МАМСО Марка Аграновича, цель рейтинга — не определить «лучших» и «худших», а дать возможность городам «посмотреть на себя со стороны», и привлечь внимание общества к проблеме детской и молодежной политики в России. «Это повод для разговора – что нужно детям? – сказал Марк Агранович. – Если этот разговор удастся – это будет самый большой результат».

О методологии

Методика исследования подготовлена Межрегиональной Ассоциацией Мониторинга и Статистики Образования (МАМСО) исходя из принципов глобальной инициативы Детского фонда ООН (UNICEF) и с учетом международного опыта.

Рейтинг строится на трех индексах:

  • возможность индивидуального развития ребенка в городе — доступность дошкольного образования, качество и доступность среднего образования, доступность дополнительных образовательных услуг;
  • забота о здоровье — уровень заболеваемости, эффективность профилактических мер, социальное здоровье детей и подростков (алкоголизм, наркомания);
  • жизненная среда — безопасность (преступность, ДТП), организация досуга.

Каждый критерий рассчитывается на основе данных государственной статистики и результатов социологического опроса школьников и их родителей.

Марк Агранович подчеркнул, что оценивались не те меры, которые принимаются городами в области детской и молодежной политики, а результаты этих мер. В этой связи он вспомнил высказывание Остапа Бендера: «Кампания по очистке улиц и чистота улиц – разные вещи».

Пожалуй, главным вопросом, волновавшим участников пресс-конференции, был вопрос о том, рассматривались ли специально политика города в отношении детей с ограниченными возможностями.

Москва, например, оказавшаяся в рейтинге на втором месте, никак не может быть названа «дружелюбной» к детям-калясочникам. Об этом говорила руководитель проекта РИА Новости «Социальные рейтинги» Ирина Ясина. «Такой ребенок не может перейти улицу, так как переходы – под углом в 45°. В метро он тоже попасть не может. Получается, что город разделен на «зоны»… Может ли этот город быть назван «дружелюбным»?» — спросила Ирина.

Второй момент – доступность образования для детей с ограниченными возможностями и наличие в городе инклюзивного образования. В канун Дня защиты детей 31 июня РООИ «Перспектива» проводила митинг «Дети должны учиться вместе» в Новопушкинском сквере г. Москвы. Собравшиеся требовали соблюдения права детей на образование: любой ребенок, в независимости от физических или умственных особенностей, культурной принадлежности, национальности, социального происхождения и других отличий, должен получать образование.

В Москве до этого пока еще очень далеко. Ирина Есина рассказала о баталиях по поводу установки в школе района Бутово пандуса для одного мальчика-колясочника. Как только удалось пробить эту стену, оказалось, что поблизости есть такие же дети, которые так же хотят учиться в обычной школе. И они сразу же воспользовались этой возможностью.
Не верится, что в Петрозаводске ситуация в этом плане сильно лучше.

Бертран Бейнвель признал, что на «равные возможности» специально в рейтинге не смотрели. «Сейчас конец первого этапа, — сказал представитель ООН (UNICEF). – Можно подводить первые итоги, совершенствовать методологию. Думаю, что стоит включить отдельный критерий об инклюзивности».

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply