Москва поддержит НКО деньгами


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Столичные власти выделят в этом году 200 млн рублей на субсидии для социально ориентированных (СО) НКО. О том, кого именно и как намерена поддержать мэрия, разбирался корреспондент «Филантропа» Дмитрий Хазиев.

Мэрия Москвы

Для претендующих на помощь СО НКО будет объявлен конкурс, который проведет Комитет общественных связей правительства Москвы. (Критерии и условия конкурса будут дополнительно опубликованы в интернете). После объявления 20 дней дается на то, чтобы организации-заявители подготовили документы, еще столько же на представление бумаг. А течение 10 дней сотрудники Комитета общественных связей проверят поступившие заявки и размещают на официальном сайте список НКО, допущенных к участию и информацию о тех организациях, которым было отказано (с указанием причины отказа). Экспертиза самой заявки на субсидию будет проходить оперативно – в течение 14 дней.

Эксперты будут исходить из четырех критериев оценки проектов: эффективность (социальная и экономическая), реалистичность, обоснованность проекта и актуальность. В течение месяца с момента опубликования результатов Комитет общественных связей заключит договоры с победителями. Ожидается, что бюджет поддержки СО НКО в рамках этого конкурса составит 200 млн рублей.

Широкое обсуждение

Проект положения о конкурсе для СО НКО в конце января обсудили в правительстве Москвы на круглом столе с участием чиновников, экспертов и представителей НКО.

Особенностью этого конкурса станет его определенная независимость от органов исполнительной власти. Впервые власть делегировала полномочия по принятию решение о предоставлении субсидий общественному органу — экспертному совету. Кто войдет в этот совет? По словам главы Комитета общественных связей Москвы Александра Чистякова, отбор участников будет проведен на основе открытого голосования.

«Мы определим коллегию выборщиков из опытных экспертов, они определят список претендентов и с помощью голосования будет сформирован состав», — заявил Чистяков.

Чиновник отметил, что «раньше такие документы не носили широкого обсуждения».

«Проект уже прошел общественное обсуждение. Более того, он более месяца был размещен в интернете, и за это время нам поступило более 100 крупных предложений, которые мы отразили в проекте. Замечу, что публичное обсуждение программы будет проходить еще несколько раз», — заявил Чистяков.

В программе есть и определенные требования к заявителям. Помимо привычных пунктов о том, что к участию не допускаются государственные структуры, коммерческие компании, физлица, политические партии, здесь есть ряд ограничений и для НКО. Например, наличие опыта по выбранному направлению конкурса должен быть не меньше года. Или общий объем доходов НКО за минувшие 2 года должен составлять не меньше 20% от запрашиваемой субсидии. Установлена также нижняя планка субсидии – не менее 300 тысяч рублей.

Направления конкурса

Московские власти определили и приоритетные направления конкурса: «Милосердие и забота» (помощь людям, оказавшимся  в трудных жизненных обстоятельствах, профилактика социального сиротства), «Дети Москвы» (патриотическое воспитание молодежи), «Московское наследие», «Развитие добровольчества и благотворительности», «Согласие и взаимодействие» (содействие межнациональному, межконфессиональному и межкультурному общению, миру и согласию), «Экология», «Наш город» (поддержка программ СО НКО в области благоустройства и развития городской среды).

Артем Шадрин

Артем Шадрин

Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Артем Шадрин внес относительно направлений конкурса.

«Мы заранее лишаем себя возможности посмотреть, какие были проекты по другим сферам. Мне кажется, надо включить в список проекты в области образования, науки, культуры, здравоохранения (донорство крови, профилактика опасных заболеваний), развития физической культуры и массового спорта, молодежной политики», — заметил Шадрин.

Все как всегда

Руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация» Александр Миндель подчеркнул, что предлагаемая московским правительством программа мало чем отличается от того, что было в последние 10 лет.

«Есть недостатки в системе оценки, в индикаторах. Без проникновения в содержания в анализ ситуации  выводит на первые места фонды, которые систематизируют все и выводят на первые позиции. В столице 31 тысяча НКО, из них часть являются недействующими, а часть дублерами, которые работают под крышей государства и имеют доступ к ресурсам. Они также примут участие в данном конкурсе по своим отчетам и прогнозам. Организация, которая работает на земле, такую щепетильность в отчетности не сможет показать. Второй момент, конкурс не может быть единственной формой поддержки НКО. Давай подумаем над тем, что есть стабильные независимые организации, и должна быть иная форма поддержки в части среднесрочных программ», — считает он.

«Мне кажется, надо указывать нижнюю и верхнюю границу выдаваемых субсидий. Верхняя не указана (в проекте положения о конкурсе есть только нижняя граница — 300 тыс. рублей. — Ред.). Здесь важно не раздать всем по три копейки, а поддержать те проекты (пусть их будет немного), которые покажут эффективность и результативность, — считает член Общественного совета г. Москвы Нодари Хананшвили. — Тогда мы сможем говорить о социальных инвестициях. Среди направлений конкурса я бы добавил программу повышения профессионализма НКО».

6 Comments

Add yours
  1. Михаил

    По сути, эти конкурсы ничего не решают, а во многом и усугубляют проблему. Вообще, грантовая система решения соц проблем в корне неправильна. И государство в этом не должно участвовать никаким боком. Нужны общественные институты. Основная проблема сейчас везде и во всем неэффективность управления. Если сказать проще, люди не знают что делать и не найдя ничего лучшего, придумывают конкурсы, семинары и проч.

      • Вадим

        Для того, чтобы тратить деньги с умом, нужна комплексная работа. Нужны экспертные советы, финансируемые государством, которые для начала досконально изучили бы работу каждого отдельно взятого НКО. Затем по эффективности работы, по социальной значимости и по нескольким другим критериям, либо выделили отдельные НКО, либо предложили объединиться в диссоциации многим другим, дублирующим и дополняющим друг друга.
        А после того, как эта работа будет выполнена выделять необходимые суммы на флагманские НКО и на НКОшные союзы под конкретные направления деятельности.
        А грантовое распределение, это действительно от незнания специфики работы НКО и не желания заморачиваться на этом. А в России ещё и изрядная доля коррупционной составляющей.
        ЭТО КОНСТРУКТИВНО!!!!

        • Оксана Молдованова

          Несколько странно выглядит отказ от профилактики социально-значимых заболеваний и просветительской деятельности. Охрана здоровья — это базовый параметр качества жизни…
          Кроме того, необходима системная долгосрочная поддержка НКО, внедряющих инновационные технологии в социальной сфере. Москва могла бы стать реальным инноватором, внедрив подобный поход. Здесь горизонт планирования и финансирование по определению не могут быть менее двух-трех лет. Год — на разработку и внедрение. Два года — на откатку в рабочем режиме. Система отчетности — по реальным показателям + промежуточный аудит.

          • Михаил Убогий

            Ко всему этому должны ещё прикладываться МОЗГИ. Но, к сожалению, мы видим во многих отделах, подотделах, комиссиях, подкомиссиях, комитетах, подкомитетах сидят очень много людей и специалистов по многим вопросам, а ситуация не улучшается. Просто люди реально не знают, что делать и придумывают очередной конкурс. Неэффективность управления-вот основная проблема.

Добавить комментарий