Осторожно, благотворительность?

Посмотрел по 5 Каналу ток-шоу Дмитрия Быкова «Картина маслом», которая была посвящена благотворительности и называлась «Осторожно, благотворительность!»

При всем уважении к Дмитрию Быкову, уровень разговора меня разочаровал – особенно разочаровала позиция самого ведущего, который в итоге все свел к обсуждению пиара вокруг благотворительности. Тем не менее, считаю сам факт этого разговора на телевидении очень важным, а сам разговор – очень показательным и отражающим сегодняшние тенденции в секторе.

Начну с тенденций. Они, по-моему, достаточно четко проявились на последней VIII Конференции Форума Доноров, и я бы их определил как некий «конфликт поколений» современной благотворительности – поколения, сформированного в середине 90-х на обучении и теоретической базе, предоставленной международными донорами, и поколения, появившимся к середине 2000-х, которое «просто делает дело». Возможно, я не буду далек от истины, если грубо назову эти поколения – «теоретиков» и «практиков» соответственно. (В 90-х конечно тоже были «практики», но о них как-то не хочется…)

Суть в том, что «поколение теоретиков» практически уничтожено «полицейскими 2000-ми», и та инфраструктура, которая была создана, насчитывает наверно менее 100 профессиональных филантропических организаций на всю Россию, включая частные фонды, ресурсные центры и фонды местных сообществ. Поэтому новое «поколение практиков» начинает рыть поле фактически заново, и сейчас вдруг дискуссия возвращается к вопросам, которые мы – «теоретики» — уже давно проходили. Правда на новом – практическом – уровне. Отличие в том, что у сегодняшних «практиков» есть действительно искренне желание помочь и, что важно, есть деньги.

Например, такие вопросы, на которые, казалось, уже давно даны ответы:

Благотворительность – это помощь сильным или немощным? Можно ли о пожертвованиях говорить или надо делать их исключительно анонимно? И так далее.

Анонс передачи «Осторожно, благотворительность!»

Такое ощущение, что не было дебатов и полного консенсуса о важности удочки, а не рыбы, что и в благотворительности важен профессионализм и стремление к инновациям, а не столько к прямой помощи.

Тем не менее, у Быкова фактически говорилось о том, что объект благотворительности – это исключительно больные дети и иногда пожилые, и о том, что «как же противно видеть, как люди, давшие копейки на детский дом, фотографируются с несчастными детьми». При этом, частные фонды и богатые люди были показаны скорее оправдывающимися.

Таким же оправдывающимся выглядел Марат Гельман на Конференции Форума донора, который «опрометчиво» сказал, что помогать надо сильным.

В итоге очевидно, что мы немного вернулись во времени, но, слава богу, на другом витке спирали. Появление новых «практиков» чрезвычайно важно, потому что именно они и составляют основу сектора – теми каналами, куда изливаются потоки нарождающейся позитивной энергии человеческих масс. Появление множащегося количества организаций, оказывающих помощь больным детям, может пугать, но именно они со временем сформируют рынок благотворительных услуг, который будет регулировать качество и процессы этих услуг. Недаром в секторе уже звучит вопрос о саморегулировании, потому что есть реальная опасность профанаций и злоупотреблений. Скоро наверно начнется борьба за детей с болезнями, которые достаточно «секси» для привлечения массовых пожертвований, а появление фейк-фондов, собирающих деньги – уже реальность (по информации все из той же передачи).

Нам же, «теоретикам», надо принять конъюнктурный тренд и ждать, когда сформируется рынок и появятся организации, готовые двигаться дальше, а сейчас, судя по всему, надо пытаться предвосхитить проблемы, которые очевидно возникнут, и возвращаться к темам, которые еще недавно казались избитыми и банальными.

Например, дилеммы «сильный-слабый» и «пиар-анонимность». Очевидно, что помощь слабым и убогим – это вопрос, можно сказать, интимный, и практически всегда – религиозный (вернее правильно сказать: вопрос веры, которая не всегда связана с религией). Здесь не о чем говорить, здесь все ясно и ничего не изменишь, и помогающий человек думает не о том, кому помогает, а о себе, о своей душе. Гордиться фактом замаливания своих грехов (я конечно утрирую, но в большинстве случаев – это так и есть) действительно странно и, наверно прав Быков, — аморально.

То, о чем можно и нужно говорить – это изменения, поиск решений и инноваций, стремление к усложнению – все то, что может дать настоящая благотворительность, которая не зависит от прибыли, и поэтому может быть рискованной. А результатами можно и нужно гордиться и АКТИВНО ИХ ПИАРИТЬ! Так же как и результатами и достижениями в любой другой области, потому что это радость и позитив. Но конечно ничего позитивного не будет без свободы действий и уверенности за свою собственность. Человек для того и стремится к богатству, чтобы стать свободным. Будет у человека свобода и радость от жизни в этой стране, он тогда и будет отдавать это богатство обществу, которое позволило ему достичь этой свободы.

Без свободы у нас опять останутся только те, кто печется о своей душе и кому лучше об этом молчать…