Фейки в социальных сетях

Так совпало, что мне попались на глаза сразу несколько благотворительных фейков в Фэйсбуке и хорошая заметка Лины Ширяевой – тоже о фейках.

Она пишет: «В конце прошлой недели в Фейсбуке появилось сообщение, ставшее очень популярным — за несколько дней его перепостили более 20 000 человек. В нем — фотография хорошенького спелёнатого малыша возрастом около двух месяцев и примерно такой текст: «Срочно! Этому брошенному мальчику нужны родители». Далее приводился телефон и адрес опеки подмосковного города Видное, где якобы находится брошенный ребенок».

Был ли мальчик?

Довольно быстро последовала реакция людей, действительно имеющих отношение к благотворительности и проблемам усыновления: они просили не реагировать на это сообщение и удалить его из своих аккаунтов.

Лина Ширяева позвонила Елене Альшанской, президенту фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», который более 10 лет помогает родителям и отказным детям найти друг друга, и попросила рассказать, как правильно реагировать на подобные объявления, как реально помочь, а не навредить в такой ситуации.

 

Елена Альшанская. Фото с сайта www.otkazniki.ru

Елена Альшанская. Фото с сайта www.otkazniki.ru

Елена рассказала, что по ее наблюдениям, в интернете ведется намеренная кампания по распространению фейковой информации с просьбой о помощи, причем с мошенничеством она не связана. Группа людей, по словам Альшанской, явно работает на разобщение складывающихся в интернете сообществ людей, готовых помогать нуждающимся или участвовать в волонтерской деятельности.

«Эта деятельность разбивает социальные связи, способность использовать сеть как инструмент коллективного действия. Это диверсия против возможности делать что-либо вместе», — сказала Елена Альшанская.

Честно говоря, я не уверен, что фейки в социальных сетях есть результат заговора против мощного подъема интернет-волонтерства и другой социальной активности в сети. Однако фейков там действительно стало очень много.

Чему можно верить?

На мой взгляд, практически все объявления в социальных сетях об усыновлении, не подписанные конкретными и известными благотворительными организациями, являются фейками. Еще раз отмечу: если только они не исходят от профессиональных благотворительных организаций, имеющих репутацию, имя и отвечающих за свои действия. Большой активностью в социальных сетях отличается, например, фонд «Измени одну жизнь». И не только он один.

Почему я считаю объявления о возможности усыновления фейками, если они исходят от частных лиц? Во-первых, существует закон о защите персональных данных, а фотографии детей-сирот – персональные данные, публиковать которые можно только с разрешения органов опеки и попечительства. Кроме того -особенно сильны подозрения должны быть в тех случаях, когда предлагают усыновить совсем маленьких детей. Дело в том, что даже в не слишком детолюбивой России НЕТ больших проблем с усыновлением новорожденных и очень маленьких детей. Проблемы ЕСТЬ с семейным устройством детей старше 5-7 лет, особенно тех, которые серьезно больны.

Во-вторых, даже если фотография ребенка появилась, с согласия органов опеки, на каком-то специализированном сайте, предназначенном для потенциальных приемных родителей – какой смысл ЧАСТНОМУ ЛИЦУ тащить ее оттуда в социальные сети, если только ты не занимаешься устройством сирот профессионально? Для такого рода объявлений важно, чтобы их источник не был просто частным лицом, но – организацией, готовой профессионально курировать и сопровождать процесс семейного устройства детей.

В-третьих, следует понимать общее правило: в социальных сетях может распространяться только открытая информация, то есть – опубликованная в авторизованных источниках, например, на каких-то известных сайтах. Или, напротив, сугубо личная информация самих «пользователей» социальных сетей, подписанная конкретными людьми, а не анонимными «никами». Соответственно, подобная информация без ссылки на источник не должна рассматриваться вообще.

А если же кто-то каким-то образом узнал о том, что какой-то ребенок действительно ждет устройства в семью,- такая информация практически бесполезна без помощи профессиональной организации, ей невозможно продуктивно воспользоваться. В том смысле, что даже если вам сообщит о таком малыше непосредственно директор детского дома или центра временного содержания детей, вам все равно для усыновления придется пройти обычный путь – через всю нудную систему органов опеки и все будет зависеть от их решения.

Что еще – фейк?

99% сообщений о том, что «нужна кровь редкой группы» — фейк. Опять-таки: если они не исходят от известных фондов или сообществ. Объяснение простое: во-первых, существуют организации и их сайты, которые профессионально занимаются поиском необходимой донорской крови. Они работают куда эффективнее, чем социальные сети, у них есть определенная репутация и нет той анонимности, которая существует в социальных сетях.

Во-вторых, даже если кто-то, попросивший кровь, действительно в ней нуждается и является просто отчаявшимся или неумным человеком, самое лучшее, что можно для него сделать – дать адреса НКО и благотворительных фондов, которые занимаются этой проблемой. Обращаться следует туда, а не в социальные сети.

Исключения – объявления в социальных сетях от лица известных организаций, например, от лица фондов «Адвита» или «Подари жизнь» и других подобных. Еще исключения – объявления в рамках реальных или виртуальных сообществ, которые не вчера возникли и имеют и какие-то характерные черты и свою историю. Сюда же можно отнести объявления от лица людей, которых вы реально знаете.

Общее правило – анализируйте источник информации. Не обращайте внимания на перепечатки, ищите исходное сообщение.

Что – не фейк?

В общем случае, не фейк – все, что можно проверить. Кроме того, я доверяю сообщениям о пропаже людей, даже если они исходят от частных лиц — я не могу представить здесь никакой возможной корысти. Большинство сообщений о брошенных и нуждающихся в устройстве животных – не фейк. Хотя и здесь бывают случаи обмана. Если указана ссылка на приют, в котором животное находится, следует туда писать или звонить. Если же объявление написано от частного лица, НЕ следует звонить на указанный мобильный телефон со своего мобильного.

Это, кстати, ОБЩЕЕ ПРАВИЛО. Нужно попросить либо номер домашнего телефона, который очевидным образом – бесплатный, либо адрес электронной почты. Часто мошенники используют номера телефонов, звонок на которые снимет с вашего счета значительную сумму. Куда смотрят при этом провайдеры мобильной связи и не в доле ли они — непонятно. Насколько мне известно, ни один судебный процесс подобного рода не был выигран.

Кстати, можно достаточно смело пользоваться звонком со скайпа или иных бесплатных интернет-телефонных провайдеров – мошенников обычно бесит, когда кто-то пользуется благами технического прогресса эффективнее, чем они.

В заключение

Проверяйте в интернете все и ищите исходные источники информации. Я, к примеру, считаю все сообщения даже на профессиональных новостных сайтах фейками, если там не указан источник сообщения – нет ссылок или персонального авторства. Российские интернет-журналисты совершенно безобразно обращаются со ссылками: например, пишут «как сообщает РИА Новости», но при клике на выделенное слово-гиперссылку вы откроете не перепечатываемую новость, а фронт-страницу РИА Новостей или какого-нибудь Франс Пресс.

Проверяйте все и перепечатывайте только то, в чем уверены.

Что же касается подозрений Елены Альшанской о том, что в социальных сетях осуществляется целенаправленная «диверсия», направленная против возможности организовывать там реальные совместные действия, то – у меня двойственное ощущение. Иногда мне и самому так кажется, причем все интернет-профессионалы прекрасно знают о существовании наемных и даже не-наемных интернет-групп, ранее действовавших, в основном, на форумах политического характера. С другой же стороны, я пока придерживаюсь старого правила: то, что можно объяснить глупостью и алчностью, включая алчность к славе или просто общению, — не стоит объяснять заговором.