Волонтерство и эволюция бизнеса: главные тренды 2018 года в КСО


Представители бизнеса подвели итоги 2018 года и выделили главные тенденции в развитии КСО. Главные из них — это устойчивое развитие, рост волонтерства, онлайн-технологии и социальное предпринимательство.

Рост конкуренции и цели устойчивого развития

Миронова Ольга, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности АО «ОМК» Дирекция по взаимодействию с госструктурами и КСО:

«Тренды уходящего года по большей части развивают и дополняют наработки прошлых лет в сфере КСО.

Растет конкуренция за включение в группу лидеров индексов ответственности, открытости и устойчивости, который ежегодно оценивает и представляет РСПП. Мотивации к повышению качества раскрытия нефинансовой информации добавляет и растущий спрос на ESG со стороны инвесторов, что подтвердили результаты опросов PwC и EY.

Но главная новость состоит в том, что российский индекс КСО/Устойчивое развитие может стать биржевым и обновляемым в онлайн-режиме.

Компаний интегрируют цели устойчивого развития в свои бизнес-стратегии.

В современном быстроизменяющемся мире вызовы в области устойчивого развития требуют все более комплексного подхода, видения долгосрочных трендов и способности выстраивать сотрудничество с бизнесом, некоммерческими организациями и органами власти. Управление системными изменениями – одна из ключевых компетенций для лидеров будущего, стремящихся менять себя и окружающий мир на пути к устойчивому развитию.

Мир должен прийти к модели, при которой не может существовать бизнеса без социальной ответственности. Парадигма, в которой бизнес воспринимается как нечто циничное, прагматичное и противопоставляется благотворительности -искусственна, и в будущем их интеграция неизбежна.

Должно уйти в прошлое положение вещей, при котором компании, которые зарабатывают деньги, платят налоги и считают, что таким образом они выполняют социальные обязательства, существуют отдельно некоммерческого сектора, гражданского общества».

Ольга Миронова

Эволюция бизнеса

Наталья Поппель, Начальник управления по КСО и бренду, Северсталь:

«КСО лидеров российского бизнеса развивается в контексте масштабной эволюции от адресной благотворительности к системной, от корпоративной социальной ответственности к устойчивому развитию, которое подразумевает баланс экономических, экологических и социальных аспектов деятельности.

В 2000 году ООН инициировала подписание Глобального Договора для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, призыв ООН трансформировать бизнес в пользу общества, природы и будущего планеты, это — попытка ООН мобилизовать глобальное движение ответственных компаний-лидеров. В настоящее время Глобальный договор ООН объединяет более 13 000 участников из почти 160 стран мира и более 80 национальных сетей, включая российскую.

Основа деятельности ГД ООН – международно признанные принципы в сфере прав человека, трудовых отношений, окружающей среды и противодействия коррупции и принятые в 2015г. обязательства достижения 17 целей устойчивого развития (ЦУР) и связанных с ними 169 задач.  ЦУР призывают все страны – бедные, богатые и со средним уровнем дохода – содействовать своему процветанию при одновременном обеспечении защиты планеты. ЦУР признается, что ликвидация нищеты должна быть неразрывно связана с реализацией стратегий, содействующих экономическому росту и направленных на удовлетворение социальных потребностей, в том числе в области образования, здравоохранения, социальной защиты и обеспечения возможности трудоустройства, при одновременном решении проблем климата и охраны окружающей среды.

Благотворительная деятельность охватывает все направления деятельности по достижению целей устойчивого развития и направлена на устранение коренных причин глобальных проблем и удовлетворение всеобщих потребностей развития в интересах всех людей и всей планеты.

Присоединение к Глобальному договору и деятельность бизнеса направленная на достижение к 2030 году целей устойчивого развития наверное и является главным трендом в области КСО, как международных компаний, так и российских.

Наталья Поппель

Социальное предпринимательство

Миронова Ольга, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности АО «ОМК» Дирекция по взаимодействию с госструктурами и КСО:

«Социальное предпринимательство станет трендом 2019 года.

Законопроект о социальном предпринимательстве внесли в Госдуму депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым и должен быть принят до конца года.

Прописываются критерии социального предпринимательства. Прежде всего, доля от общего объема доходов субъекта малого и среднего предпринимательства от осуществления видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации, носящих характер, направленный на улучшение условий жизни граждан, равно как и на усиление их прав по самостоятельному обеспечению своих потребностей, составляет не менее 75% по итогам предыдущего календарного года. Также речь идет о деятельности, которая обеспечивает рабочими местами инвалидов, многодетных родителей, пенсионеров, одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, выпускников детских домов в возрасте до 21 года, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую или непогашенную судимость, при условиях, что среднесписочная численность указанных лиц (относящихся к одной либо нескольким категориям), в общей доле работников таких организаций составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда составляет не менее 30%.

Что касается гарантий, то законопроект предлагает разрешить такому бизнесу заключать договоры аренды без конкурса, прописываются и формы поддержки предпринимательства местными властями, в частности, продвижение продукции и услуг».

Корпоративное волонтерство

Ирина Талашова, управляющий по взаимодействию с общественными организациями и корпоративным благотворительным программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России:

Ирина Талашова

«Одним из основных трендов 2018 года в сфере КСО стоит назвать усиление роли корпоративного волонтерства. Например, сотрудники нашей компании, присутствующей в порядке 100 городах России, принимали активное участие в различных волонтёрских инициативах. Совместно с другими компаниями мы реализовали 15 экологических акций по всей стране и способствовали развитию региональных представительств НСКВ, являющимся важной платформой для масштабирования лучших практик в данной области. Продолжают набирать обороты и такие тренды как оценка эффективности корпоративных благотворительных программ, отчетность и реализация целей устойчивого развития, что позволяет компаниям сравнивать свои достижения через понятные качественные и количественные показатели».

Миронова Ольга, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности АО «ОМК» Дирекция по взаимодействию с госструктурами и КСО:

«2018 год стал Годом добровольца в России, что также сказалось на основным трендах. Бизнес стал активнее развивать корпоративное волонтерство. Корпоративные волонтерские программы внедрили ОМК, Русал, Норникель, НЛМК, Металлинвест,  а также начали развитие  «гиганты»:  РЖД, Росатом. Государство в 2019 г.выделит 7,4 млрд рублей на развитие добровольчества в стране. Добровольчество останется трендом до 2024 г., как одна из повесток внутренней политики».  

Миронова Ольга, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности АО «ОМК» Дирекция по взаимодействию с госструктурами и КСО:

«2018 год стал Годом добровольца в России, что также сказалось на основным трендах. Бизнес стал активнее развивать корпоративное волонтерство. Корпоративные волонтерские программы внедрили ОМК, Русал, Норникель, НЛМК, Металлинвест,  а также начали развитие «гиганты»: РЖД, Росатом. Государство в 2019 г.выделит 7,4 млрд рублей на развитие добровольчества в стране. Добровольчество останется трендом до 2024 г., как одна из повесток внутренней политики».

Наталья Поппель, Начальник управления по КСО и бренду, Северсталь:

«Важный тренд — это взрывной рост волонтерства, в который вовлечены не только представители корпораций, но вообще всех слоев населения. У Северстали есть хороший опыт, когда в рамках программы «Дорога к дому» по профилактике социального сиротства проходят десятки  волонтерских акций, которые инициируются разными людьми. Мы рассматриваем социальное сиротство не как проблему, а как задачу, решение которой объединило усилия представителей всех слоев населения, включая сотрудников «Северстали», студентов, госслужащих, представителей малого и среднего бизнеса».

Поддержка регионов 

Миронова Ольга, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности АО «ОМК» Дирекция по взаимодействию с госструктурами и КСО:

«Еще один тренд — активное развитие регионов присутствия и вовлечение в реализацию своих КСО-программ местного населения. Компании формируют активную среду, проводят тренинги для представителей третьего сектора, региональных волонтерских движений, всех заинтересованных лиц. Активно сотрудничают с ключевыми стейкхолдерами регионов, укрепляют связь бизнес-власть-местные сообщества. Компании также помогают жителям в реализации их собственных инициатив. Большинство программ имеют социальную направленность. Компании не боятся решать острые социальные проблемы».

Цифровые технологии

Пресс-служба компании «МегаФон»: 

«Одним из главных трендов уходящего года в сфере КСО можно назвать развитие цифровой благотворительности. Бизнес-организации и фонды начинают понимать, что современные технологии могут быть применимы не только в экономике или промышленности, но и в социальной сфере.

С этим связано появление новых сервисов, цифровых инструментов, а также образовательных мероприятий для самих организаций.

«МегаФон» как компания цифровых возможностей уделяет особое внимание этому явлению: в 2018 году приоритетным направлением нашей благотворительной деятельности стало формирование доступной цифровой среды. В рамках этого направления мы поддерживаем проекты, тесно связанные с нашими бизнес-компетенциями, создавая и развивая инновационные онлайн-сервисы для повышения качества жизни детей-сирот и людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди таких проектов программа обучения использованию смартфонов людей с нарушениями зрения «Универсальный мобильный помощник», программа подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни «Мой мобильный наставник», поддержка мобильного приложения «Определитель купюр для незрячих» и многие другие. 

Помогая фондам и НКО грамотно общаться с бизнес-сообществом, «МегаФон» также способствует развитию умной благотворительности. В этом году мы провели ежегодную конференцию ДОБРО (деловое обсуждение благотворительности для развития общества) в новом формате хакатона. Вместе с сотрудниками компаний-партнеров фонды и некоммерческие организации работали над созданием ИТ-решений, которые сделают их работу более эффективной и помогут сделать помощь доступной большему числу благополучателей. По итогам хакатона было разработано более 20 прототипов решений для НКО, которые хотят внедрять в свою деятельность технологические проекты. Некоторые идеи дошли до стадии разработки и в декабре начнут работу: онлайн-платформа для профориентации и трудоустройства выпускников интернатных учреждений от Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства» и мобильное приложение для мотивации и поощрения юных следж-хоккеистов от АНО «Детская следж-хоккейная лига».

Развитие оценки

Миронова Ольга, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности АО «ОМК» Дирекция по взаимодействию с госструктурами и КСО:

«Безусловным трендом является запрос компаний на оценку эффективности собственных корпоративных благотворительных программ. Количественные и качественные показатели, полученные в ходе оценки, помогают корректировать неудачные моменты и делать упор на удачные практики».

Поддержка благотворительных фондов

Анна Нестерова, управляющий директор дивизиона «Особенные решения» Сбербанка

Анна Нестерова

«Благотворительность в Сбербанке шире, чем понятие КСО.  Банк осуществляет системную поддержку благотворительных фондов, учрежденных Банком, есть волонтерские и иные программы благотворительные проекты, в которых участвуют сотрудники, а также есть направление по созданию удобных сервисов для осуществления благотворительных пожертвований клиентами банка.

Мне хотелось бы остановиться на тенденциях последнего направления, скорее даже можно сказать, что оно и есть тенденция. В банке создана благотворительная платформа Сбербанк Вместе. На ней уже доступен функционал адресной помощи в истории фондов и настройки регулярных пожертвований в фонд. К платформе уже присоединились более 110 благотворительных фондов, которые прошли предварительную проверку службами банка.

Хочется отметить тренд последних нескольких лет, который всячески продвигает Банк среди своих сотрудников. Мы призываем не дарить просто подарки раз в году в детских домах, а дарить детям в трудной жизненной ситуации возможности. Например, время репетитора, или курс реабилитации, который может предоставить тот или иной благотворительный фонд профессионально.

Перед новым годом мы также запустили функционал благотворительных сертификатов на платформе Сбербанк Вместе и призываем наших сотрудников и партнеров подарить подарки друг другу в виде вклада в благотворительные фонды».

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply