Как попасть на обложку Русского Репортера? Итоги мастер-класса по искусству репортажной фотографии


В этом году конкурс фотоисторий о жизни благотворительных фондов и социально ответственных компаний «ОБЪЕКТИВная благотворительность» серьезно расширил пул партнеров. Один из них — Журнал «Русский Репортер» — будет отбирать среди заявок те, чьи фотографии попадут на страницы одного из номеров журнала. Как пройти суровый отбор жюри от РР (для тех, кто участвует в «ОБЪЕКТИВной благотворительности»), как вообще строится работа фотослужбы одного из лучших журналов России и, конечно, как попасть на обложку «Русского Репортера» (для тех, кто не планирует останавливаться на достигнутом и намерен отправлять в РР свои истории с фотографиями) — на четвертом занятии Школы визуальных коммуникаций Форума Доноров рассказал шеф-редактор журнала Виталий Лейбин

Как и другие преподаватели Школы, Виталий начал с принципиальной позиции: истории не бывает без конфликта. «История значит, что есть главный герой, вы знаете, что у вашего героя есть характер, что он не ангел, что он будет стороной конфликта. И вы должны постараться присутствовать в тот момент, когда этот конфликт будет очевидным». В вашей истории должно быть понятно, что что-то произошло, как после кульминации изменилось существо конфликта. «В истории «Иван Иванович начал заниматься спасение животных и благополучно спасал собак» есть что-то не то», — учит Виталий отличать конфликты от «неисторий».

В каждой истории, которая попадает в журнал, всегда можно найти:

1) обложку — самую драматичную часть; 2) историю (обстоятельства действия, отдельные герои, детали, конфликт, крупный план); 3) вторую фотографию, отражающую место действия;

«Традиционно победители «ОБЪЕКТИВной благотворительности» — обложечная, иконическая, не самая острая фотография съемки, но наиболее полно представляющая содержание происходящего действия», — подчеркивает Виталий. Но хорошая одиночная фотография — это тоже история. «Внутри композиции даже одиночной фотографии что-то сталкивается с чем-то», — такие фотографии, кульминационные и многозначительные, будут ждать Виталий и его коллеги из числа жюри номинации «Русского Репортера».

Что же до техники, то главное, что надо запомнить по итогам мастер-класса Виталия Лейбина: для хорошего репортажного кадра фотографу нужно дождаться момента, когда его перестанут замечать.

Вторая часть занятия — критический анализ фоторабот конкурса разных лет от члена жюри «ОБЪЕКТИВной благотворительности», фотографа Марины Маковецкой.

По ее словам, больше всего жюри не любят искусственные кадры, среди которых групповые сэлфи — «важно рассказать в кадре о тех людях, которым вы хотели помочь, а не о том, какие вы молодые и красивые».

Взгляд на хорошем кадре должен иметь возможность «гулять», фотографию должно быть интересно рассматривать: фигуры, фон, детали. И, разумеется, «вовсе не обязательно, чтобы герои смотрели в кадр», — в этом Марина, как репортажный фотограф, солидарна с Виталием Лейбиным.

Еще один враг душевной и трогательной фотоистории — формализм. «Мне хочется читать понятные мне слова о простых, понятных ситуациях, которые могли бы быть близки мне», — говорит фотограф.

«Важно снять, написать так, чтобы в фотоистории был какой-то крючок, чтобы захотелось узнать больше», — рассказывает Марина о своем критерии отбора победителей. Марина — человек дела: одна из фотоисторий конкурса 2017 года заинтриговала ее настолько, что она решила отправиться в место действия — на Таймыр — и лично прочувствовать энергетику пейзажа и человеческих историй, которые вдохновили ее.

Хороший кадр стоит жертв, как минимум, временных: Марина призывает не жалеть времени на то, чтобы уловить нужную эмоцию или чтобы герои привыкли к вам: «Иногда на это уходят минуты, иногда — дни. Но после этого — я мебель, на меня никто не обращает внимание, и вот тогда я начинаю снимать жизнь такой, какая она есть, а не какой ее пытаются изображать для меня».

Следующее занятие Школы визуальных коммуникаций будет посвящено искусству описания фотоисторий о благотворительности. Подробный анонс и ссылка на регистрацию будут размещены на сайте Форума Доноров.

Проект «ОБЪЕКТИВная благотворительность. 2.0» является победителем Конкурса субсидий для социально ориентированных НКО, проводимого Комитетом общественных связей города Москвы.