Потребности некоммерческого сектора в развитии компетенций по социальному проектированию в сфере детства: реалии времени


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В ноябре-декабре 2017 года в рамках проекта “Университетская школа социального проектирования”, осуществляемом Благотворительным фондом «Культура детства» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, при поддержке Центра доказательного социального проектирования МГППУ было проведено  исследование потребностей специалистов некоммерческих организаций, занимающихся темой семьи и детства, в развитии компетенций по социальному проектированию.   

Провести это исследование было решено в связи с тем, что в последнее время все больше общественных организаций переходит на проектный способ управления. Этому способствует развивающийся институт грантового финансирования социальных проектов, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, а также ориентированность сектора на конкретные результаты, профессионализацию и долгосрочное развитие.

Сбор данных осуществлялся в два этапа. На первом этапе было проведено 20 глубинных интервью с руководителями и менеджерами проектов московских и региональных НКО и государственных организаций, реализующих социальные проекты в сфере детства. На втором этапе был проведен анкетный онлайн-опрос специалистов, реализующих социальные проекты в сфере детства: в опросе приняли участие 416 специалистов из 54 субъектов РФ (75% из них — специалисты некоммерческих организаций).

Первым серьезным выводом исследования можно считать подтверждение гипотезы, что профессиональная подготовка и повышение квалификации в области социального проектирования сегодня действительно востребованы среди целевой аудитории (специалисты НКО, работающие в сфере детства): об этом говорит и высокий уровень отклика на опрос, и его результаты: от 60% до 77% респондентов оценили разные направления подготовки как очень актуальные (баллы 8-10 по 10-балльной шкале).

Вторым, безусловно, интересным открытием исследования, стал вывод о том, что область компетенций «специалист по социальному проектированию», по сути, состоит из большого количества различных профессиональных ролей (разработчик, менеджер, координатор, специалист по работе с детьми и семьями, аналитик и др.), каждая из которых обеспечивается своим собственным содержанием, самостоятельным набором функций и компетенций, в связи с чем, каждая из них может рассматриваться как отдельная область профессионализации и подготовки в области социального проектирования. Исследование показало, что сегодня специалисты говорят о создании социального проекта и его реализации как о командном процессе, предполагающем сотрудничество, распределение ответственности и сотворчество.

Третий, крайне важный, с точки зрения авторов исследования вывод, заключается в том, что при разработке и реализации социального проекта потребности, интересы и мнение благополучателей и других заинтересованных сторон становятся все более и более значимы. Ребенок или представитель другой целевой группы (родитель, специалист и т.д.) в восприятии создателей социального проекта все меньше воспринимается как «объект помощи», и все больше как человек, личность, субъект деятельности, права и интересов. Это выражается как в том, что развивается практика учета мнения, обратной связи и вовлечения в создание проекта, наличии интереса к компетенциям обеспечения участия детей и взрослых, инструментам оценки потребности благополучателей, а также внимания к этическим вопросам помощи, о которых заявляли респонденты.

Исследование позволило увидеть реальную картину приоритетов обучения проектным навыкам в некоммерческом секторе:

На первый план вышло такое направление подготовки, как «Продвижение проекта и привлечение ресурсов» — на сегодня это «запрос №1» от специалистов сферы детства. Набор компетенций во многом заимствуется из бизнеса и включает: владение технологиями фандрайзинга, маркетинга, PR, социального предпринимательства и в целом способность обеспечивать финансовую устойчивость социального проекта на долгосрочную перспективу.

Вторым по актуальности направлением выступает «Взаимодействие с заинтересованными сторонами и партнерами социального проекта», при этом ожидания от набора компетенций, формируемых в ходе обучения по направлению, во многом определяется ролью, которую занимает специалист в процессе социального проектирования.

Направления «Управление реализацией социального проекта» и «Разработка социального проекта» оцениваются аудиторией примерно одинаково, на уровне 3-4 места; аудитория единогласна и в своих ожиданиях о формируемых обучением компетенциях.

Пятое место занимает направление «Личность, профессиональная позиция и работа в команде», однако, имеет неодинаковую актуальность для разных сегментов специалистов. Спрос на развитие собственного профессионализма и способностей выстраивать эффективную работу команды особенно высок среди специалистов по работе с семьями и детьми, сотрудников государственных организаций, а также респондентов без опыта проектирования.

Наконец, направление подготовки «Исследовательские методы и оценка в проектной деятельности», получило результат актуальности для 60% респондентов. Относительно набора компетенций участники опроса тоже были довольно единогласны.

По результатам исследования была разработана модель компетенций специалиста по доказательному социальному проектированию,  которая легла в основу 72-часового курса повышения квалификации Московского государственного психолого-педагогического университета «Основы социального проектирования и оценки проектов в деятельности НКО».  

В рамках проекта «Университетская школа социального проектирования» по этой программе с марта по сентябрь 2018 года прошли обучение 86 специалистов сферы детства из трех регионов: республики Удмуртия, Тамбова и Тамбовской области, Смоленска и Смоленской области. По итогам обучения практически все участники отмечают высокий уровень удовлетворенности результатами обучения, а также прикладной характер полученных знаний. В ходе программы были разработаны 24 социальные инициативы, получили финансирование и экспертную поддержку социально значимые проекты, актуальные для реализации на территории регионов.

Подробнее о ходе проекта и результатах исследования можно познакомиться на страничке проекта: http://ozenka.info/usefuldata/research/