Точка зрения зависит от места сидения

Одна моя коллега, Елена, рассказывала, как во время ее работы психологом в приюте она постоянно сталкивалась с потрясающей беспомощностью своих воспитанников.

«Ни одна 16 летняя девочка не знала, как приготовить салат. Несмотря на то, что в приют дети попадали из семей. Но семей неблагополучных, поэтому благополучию им негде было научиться. Некоторые только в приюте учились пользоваться зубной щеткой, в 12 лет не знали где у человека локоть, где пятка и другие части тела. Не знали, как выглядит синица. С удовольствием по несколько дней играли в пирамидку, потому что до этого они ни разу не пробовали такого делать. В свои 15 лет совсем не понимали, что происходило с матерью Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы», когда у нее задрожал подбородок и затряслись руки при словах о том, что завтра сыновья едут на войну. Пытались уточнить, не слухи ли, что хлеб растет на полях в виде высоких трав. Выпускница, уже мамочка с ребенком на руках, так варила рыбный суп: отваривала мясо, потом в этом бульоне варила рыбу».

Чемпионка мира Елена Карпухина родилась в Бутырке и провела в камере 2 года вместе с матерью. Эти два факта сложно сопоставить в наших условиях.

При этом Лена верила в возможность помочь этим детям стать адекватными членами общества.

Заинтересовавшись, что думают по этому поводу другие люди, я задала несколько вопросов в интернете. Получила немного ответов, но они, на мой взгляд, очень показательны. Отвечали люди, не связанные работой в благотворительности.

Я задала два похожих вопроса: «По вашему мнению, нужно ли помогать выпускникам детских домов? И чем именно?» и «Готовы ли вы оказывать помощь другим людям в качестве волонтеров? Чем именно?». Зато ответы оказались совсем разными.

На вопрос о необходимости помогать люди в один голос отвечали: «Да. Конечно! Они имеют право на жилье и обучение! Детству нужно оказать уважение. Им нужна психологическая помощь и помощь в адаптации». По поводу собственного участия многие честно признались, что не готовы, не видят в этом смысла, шутили на тему волонтеров-недотеп, которые несут диабетику чай с сахаром, а астматику букетик цветов. Один даже спросил: «А медаль дадут»?

На первый и второй вопросы отвечали разные люди, отвечали по желанию, так что мое исследование не претендует на социологическое, охватывающее все возможные мнения. Однако складывается впечатление, что люди считают справедливым помогать слабым, больным и нуждающимся, но делать это должен кто-то другой. Кто-то, специально призванный к такой работе, но не обыватель с его благими намерениями.

На мой взгляд, очень важно чтобы детям оказывалась квалифицированная помощь. Для этого, конечно, лучше понимать в чем же они на самом деле нуждаются. Хочу поделиться собственными наблюдениями относительно возможностей детей из коррекционных интернатов. Некоторое время назад я разрабатывала программы, с которыми мы волонтерской группой проекта «Журавлик.ру» приезжали в подобное учреждение во Владимирской области и раз в месяц проводили с воспитанниками занятия.

Результативность такого формата работы — это больная тема для другой статьи, а вот способности и настрой, которые проявляли дети — еще один повод обратить внимание благотворителей на важность обучения и поиска средств на повышение квалификации выпускников приютов.

Основная идея занятий, которые мы проводили, заключалась в постепенном прояснении склонностей ребят к той или иной профессии и создании условий для освоения ими этой профессии. Мы просили детей создать коллаж «Моя мечта». Делили их на группы по количеству волонтеров, чтобы было к кому обращаться за помощью. Сподручными материалами выступали глянцевые журналы с картинками, ножницы, клей, большие листы бумаги. Задача волонтеров заключалась в том, чтобы помочь сформулировать мечту как «профессиональную деятельность». Не так, чтобы «мечтаю жить во дворце на берегу океана…», а так, чтобы «мечтаю стать кем-то, кто владеет профессией…». Также наша команда помогала создать сам коллаж — найти в журналах подходящие картинки, сделать под ними подписи, что-то дорисовать самостоятельно.

Позже девочки-волонтеры делились подробностями совместной работы. Всех впечатлил мальчик, назвавший свой коллаж «Хочу иметь семью». Он вырезал фигурку девушки и подписал под ней — «невеста», и добавил к ней дом, машину и даже нарисовал бабушку.

Одна из девочек-воспитанниц рассказала, что очень любит животных и при помощи наводящих вопросов нашего волонтера пришла к выводу, что будет их лечить и даже откроет приют для животных.

Другой малыш мечтал стать рыцарем — «потому, что они добрые»! Третий старательно вырезал гвоздики, шурупы и башни для своего коллажа строителя. А юный будущий спортсмен пришел в полный восторг от найденного в журнале изображения полного комплекта медалей.

По моим наблюдениям, любые задания вызывают у ребятишек живой отклик. Они легко вовлекаются в упражнения и готовы делать их столько времени, сколько на это отводится.


 Детки очень восприимчивы к обратной связи. Им было важно узнать о результатах выполнения заданий. Им не все равно, как они справились. Когда они выполняли задания, у всех без исключения в глазах был интерес и радость по поводу их успешного выполнения.


 Сложность в том, что во многом судьба этих детей зависит от справедливости прогноза их способностей окружающими их взрослыми людьми.

Существует огромный разрыв между текущим положением детей и тем, который мы сочли бы идеальным, или хотя бы — нормальным. Вспоминается высказывание кого-то из мудрых: «Все мы знаем кто мы есть, но не знаем, кем могли бы быть». Наши подопечные пока слабо представляют, кем они могли бы стать, и как освоить профессию. Помочь им в этом — задача и их педагогов, и воспитателей, и волонтеров, и, в некоторых случаях , — их родителей.

Предлагаю всем, — сочувствующим и не очень, — посмотреть на жизнь приютских детей сквозь призму так называемого «обратного планирования». Этот способ планирования придумал и применял в собственной жизни американский общественный деятель и изобретатель, более известный нам как президент США — Бенджамин Франклин.

Обратное планирование представляет собой такой способ получения результата, при котором сначала человек представляет, что происходит когда он уже достиг цели, а потом прокладывает к ней путь. Здесь планирование ведется не от сегодняшнего положения дел, а, наоборот, от желаемого.

Чтобы достичь кокой-то масштабной цели, человеку нужно представлять в чем заключается смысл его жизни, его предназначение. Путь к своему предназначению человек прокладывает через конкретные дела. Планирование при этом выглядит как обратный отсчет от дел будущих к сегодняшним. Получается план действий, который охватывает большую часть жизненного пути человека, согласуется с его ценностями, позволяет сориентироваться в наличии ресурсов, и проясняет, с каких первых маленьких шажков нужно начать, чтобы придти с большому важному результату.

Существенным моментом в такой системе является необходимость соединить желанные достижения со своими жизненными ценностями. В нашем случае можно говорить, что планирование жизненного пути выпускника приюта можно начинать от того, каким мы (общество) желаем видеть его в зрелом возрасте. Ценность гражданина для общества — это, как правило, его социальная зрелость, при которой он проявляет самостоятельность, ответственность за свои поступки, способность зарабатывать на себе жизнь, создавать семью и воспитывать следующее поколение и прочее.

Например, для того, чтобы открыть приют для животных и заниматься их лечением, нашей маленькой подопечной нужно сначала научиться лечить — стать ветеринаром, предварительно получив необходимое образование. А предшествовать этому должно получение среднего образования и права поступления в вуз. А для этого ей уже сейчас нужно успешно учиться в школе, и параллельно узнавать больше о жизни животных, их повадках и прочих особенностях. Ей также нужно убедиться, что свое горячее желание помогать братьям нашим меньшим она пронесет через жизнь, не растеряв интерес по дороге.

Способствовать поддержанию интереса и доступу к нужной информации, конечно же, могут и должны опытные наставники и педагоги. Такому ребенку можно дарить книжки о животных, давать возможность смотреть соответствующие телепередачи, объяснять, чему нужно научиться, чтобы стать профессиональным «доктором Айболитом».

Нам бывает трудно поверить в эффективность долгосрочных вложений. Особенно когда речь идет о вложениях длинною в жизнь, в чью-то чужую жизнь. Но, случается так, что столкнувшись с очень успешными людьми, которые вдруг приоткрывают завесу своего прошлого, мы с изумлением узнаем из каких тяжелых условий жизни им пришлось выбираться, и как много трудиться, чтобы достичь успеха.

Проиллюстрировать это хочу совершенно потрясшей меня новостью в газете «Труд» о том, что Елена Карпухина — абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике, недавно отдала все свои награды — а это около трех килограммов золота, серебра и бронзы — следственному изолятору Бутырской тюрьмы.

Не правда ли, очень сложно сопоставить тот факт, что она, оказывается, родилась в Бутырке и провела в камере 2 года вместе с матерью, отбывавшей там наказание, с теми достижениями, по которым сегодня ее знает весь мир?