«Гражданские медиа»: зачем НКО и СМИ друг другу


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Шесть лет «Гражданские медиа» работают с некоммерческим сектором в Хабаровском крае. За это время организация пробовала разные инструменты, чтобы выстроить информационную поддержку НКО: от проведения тренингов и создания справочников до открытия собственного издания и поездок в экспедиции.

Подводя итоги шестилетней работы, команда «Гражданских медиа» рассказывает, почему НКО важно говорить о себе и как развивать социальную журналистику в регионе.

НКО и СМИ: зачем становиться друзьями

В Хабаровском крае более 1000 некоммерческих организаций, каждая из которых нуждается в привлечении так называемых ресурсов «извне». Это могут быть пожертвования спонсоров, работа волонтёров, внимание общественности к деятельности НКО. Добиться этого невозможно без системного продвижения организации в информационном пространстве. Другими словами, если НКО не ведёт социальные сети и не работает с журналистами, то её деятельность приносит меньше результатов. Именно для решения этой проблемы созданы «Гражданские медиа».

«Мы живем в эпоху digital и коммуникаций. Сегодня важно, даже нужно, говорить о себе и обновлять информацию во всех источниках. Не зря говорят, если вас нет в информационном поле, вас нет совсем. Хочется, чтобы связь НКО с аудиторией стала ближе, не только с целевой, но и с обычными людьми, которые могли бы узнавать, что хорошего и важного происходит у нас в регионе», – рассказывает Валерия Смицкая, координатор информационно-ресурсного центра «Гражданских медиа».

Помочь решить проблему могут журналисты. У НКО есть темы и герои, интересные средствам массовой информации, у журналистов, в свою очередь, есть возможность хорошо рассказывать эти истории и становиться причастными к результату. Это то, что называется «социальной журналистикой».

«Сегодня журналисты в целом готовы к сотрудничеству с НКО, но это иногда бывает сложно. Тут проблема двух сторон: НКО, которые отправляют СМИ необработанные пресс-релизы в виде описания своих проектов, и СМИ, которые считают, что темы некоммерческого сектора – это либо скучно, либо сложно, либо не в их повестке. Но как раз для создания дружественных отношений мы существуем», – добавляет Валерия Смицкая.

В арсенале организации уже есть выработанные алгоритмы работы со СМИ и НКО. Помимо проведения тренингов и переговорных площадок, «Гражданские медиа» формируют еженедельную рассылку мероприятий НКО по всем медиа Хабаровского края. Для того чтобы попасть в дайджест, необходимо заполнить специальную форму, в которой НКО даёт подробную информацию о предстоящем событии. После чего координатор «Гражданских медиа» редактирует текст и верстает рассылку. По возможности, специалист собирает аналитику по предложенной теме, то есть анализирует, сколько публикаций было сделано и в каких изданиях.

Полгода назад «Гражданские медиа» запустили онлайн-справочник СО НКО, в котором собрана информация о некоммерческих организациях края, включая контактные данные. Справочник можно отфильтровать по геолокации и направлению деятельности. Например, журналист, разрабатывая тему социального сиротства, может ввести в строке поиска нужный запрос и получить информацию об организациях, занимающихся данным направлением. Всего в справочнике 57 НКО, но список постоянно обновляется и дополняется.

Говорит глубинка

Если в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре проблема получения информационной поддержки снижена до минимума, то на муниципальном уровне не хватает навыков журналистов и нет осознания сотрудниками НКО необходимости рассказывать о себе. Проект «Говорит глубинка», поддержанный Фондом президентских грантов, как раз направлен на распространение технологий продвижения в районах Хабаровского края.

«В первую очередь, мы планируем работать с журналистским сообществом муниципальных СМИ. Мастер-классы, семинары, экспертное сопровождение, работа «в полях» – всё это уже было опробовано в крупных городах края, и результат ощутим. Теперь же необходимо растиражировать технологию в районах. Наша цель, чтобы качество журналистских материалов позволяло формировать доверие к НКО, ТОС, гражданским активистам и помогало в их повседневной деятельности на местах», – комментирует Ксения Божок, директор АНО «Гражданские медиа».

Журналистика решений

Деятельность «Гражданских медиа» не ограничивается нацеленностью на поддержку НКО. Работа с журналистами, фотографами, студентами специальностей «Журналистика» и «Реклама и связи с общественность» – ещё одно направление организации.

Ежегодно «Гражданские медиа» проводят слёт, на который приглашают федеральных и региональных экспертов в сфере социальной журналистики. Спикерами мероприятия уже становились режиссер Елена Погребижская, главный редактор портала «Такие дела» Анастасия Лотарева, фотограф Дмитрий Марков и другие. В этом году «Гражданские медиа» проведут уже третий слёт социальных журналистов. «Событие однозначно будет большего масштаба, чем в предыдущие года. Задействуем разные городские площадки и форматы проведения: паблик-токи, фотовыставки, просмотр фильмов, разбор материалов журналистов», – добавляет Ксения Божок.

В рамках проекта «Говорит глубинка» запланированы две экспедиции в районы Хабаровского края – в село Троицкое и Ванино. Формат выбран неслучайно: работа «в полях» позволяет глубже погрузиться в тему, лучше узнать и понять героев будущих публикаций. Участниками экспедиции станут профессиональные журналисты, фотографы и студенты, для которых такой опыт работы с социальной темой на выезде особо ценен.

«Как нам говорили в ВУЗе на первых курсах, журналист – это беспристрастный человек, который должен всё сухо излагать и по факту. Когда я пришла в «Гражданские медиа», моё отношение к этому немножко поменялось в том плане, что я увидела, какой журналистика может быть с другой стороны. Героями могут быть обычные люди, которые подчас несут в себе гораздо более интересные глубокие истории, какие-то социальные проблемы, потому что они сами их пережили и могут, как никто другой, об этом рассказать – это их опыт, это их жизнь. Эффект от этих материалов виден, потому что читатель видит в этом отражение, во-первых, себя, во-вторых, людей вокруг», – рассказывает Екатерина Карпова, студентка, автор «Гражданских медиа».

Работа «Гражданских медиа» как социального издания, показывает возможности, которые даёт сотрудничество НКО и СМИ. У журналистов, работающих с некоммерческим сектором, всегда избыток интересных историй и тем, у НКО появляется новый канал выхода на аудиторию.

В планах организации – расширение географии деятельности и тиражирование технологии в регионах Дальнего Востока.