Гепатиты – проблема гражданского общества не только в России


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

С 19 по 23 апреля в Амстердаме проходил очередной Международный конгресс по заболеваниям печени – крупнейшее европейское событие в области гепатологии, собравшее более 10 000 врачей со всего мира. Исполнительный директор МОО «Вместе против гепатита» Никита Коваленко делится впечатлениями от конгресса.

Размах события, конечно, поражает: пленарные сессии и симпозиумы проходят в залах площадью с футбольное поле. И пустых стульев там немного.

Что касается программы, то в этом году в области хронических вирусных гепатитов, пожалуй, все было достаточно спокойно и даже скучно: основные препараты для лечения гепатита С на рынок уже вышли, хотя ожидаются новые интересные схемы от ряда фармацевтических компаний, что должно положительно сказаться на конкуренции и снижении стоимости терапии. В лечении гепатита В, к сожалению, пока прорывов не видно. Зато накапливается информация из реальной практики применения препаратов прямого противовирусного действия (ПППД). И этот опыт крайне интересен для практикующих врачей.

На конгрессе окончательно стало понятно, что борьба с гепатитами переместилась из области медицины в область гражданского общества и государственного управления. Фармацевты свое дело сделали: хронический вирусный гепатит С можно вылечить у всех, а заражение гепатитом В предупредить простой и доступной прививкой. Будет ли это сделано, теперь зависит от гражданской активности пациентов и ответственности государства. Эту задача стоит на повестке дня во всем мире. Не только в России.

Так, на конгрессе были представлены данные о том, что в европейских странах до сих пор существуют значительные ограничения на получение пациентами современных препаратов для лечения гепатита С.

В исследовании, проводившемся в период с ноября 2016 по март 2017 года, принимали участие 35 стран, 34 предоставили полные данные. Согласно этим данным, препараты прямого противовирусного действия приобретались за государственный счет всеми странами. Наиболее распространенные схемы, закупаемые за счет бюджета: омбитасвир/паритапревир/ритонавир ± дасабувир ± рибавирин (97%) и софосбувир/ледипасвир ± рибавирин (88%).

В 38 % стран пациентам, ранее не получавшим лечение, для получения рецепта на ПППД требовалось подтвердить наличие по крайней мере умеренного фиброза (F2), в 24 % стран фиброз должен быть тяжелым (F3), чтобы пациент мог рассчитывать на получение терапии, в 26 % стран ограничений по степени фиброза не зафиксировано, а в 9 % стран, помимо фиброза, выдвигались дополнительные требования — например, наличие определенного генотипа вируса гепатита С.

А вот последние новости из России. 27 апреля на встрече бизнесменов Ярославской области с Владимиром Путиным генеральный директор Группы компаний «Р-Фарм» В. Игнатьев сообщил, что фармпроизводитель сейчас активно работает над препаратами для лечения гепатита С. Компания обещает в ближайшие полтора-два года снизить стоимость лечения гепатита С в семь раз – с нынешних 800 000 до 100 000 — 120 000 руб.

Конечно, при условии сохранения высокой эффективности, характерной для препаратов прямого противовирусного действия, можно только поприветствовать столь серьезное снижение цен. Однако не стоит забывать, что средняя зарплата в России составляет 35 000 руб., а в большинстве регионов хорошим считается доход 15 000 руб. на одного члена семьи. Таким образом, при цене 100 000 -120 000 руб. за курс, терапия гепатита С все еще останется финансово недоступной для большинства россиян, и без участия государства решить проблему гепатитов не удастся.

Хочется, чтобы при распределении ресурсов на развитие здравоохранения в 2018–2020 гг. Президент Российской Федерации предусмотрел поддержку не только отечественных фармпроизводителей, но и всего комплекса мер по профилактике, диагностике и лечению хронических вирусных гепатитов.