4-5 июня в Москве прошла конференция «Опыт и роль НКО в решении проблемы социального сиротства».
Конференция затронула все грани работы с социальными сиротами от семейного устройства до развития инфраструктуры организаций, занимающихся проблемами социального сиротства. Основная задача, стоявшая перед участниками — это обмен опытом организаций-получателей президентских грантов, работающих в сфере социального сиротства. Одной из тем, вызвавших особый интерес стала тема «Выпускники. Социальная адаптация и профилактика вторичного сиротства».
Директор по развитию МОО «Старшие Братья Старшие Сестры» Александра Телицына, модерировавшая данную секцию признает, что именно выпускники — самая сложная категория благополучателей: «Вот уже 15 наша программа наставничества оказывает поддержку детям, оставшимся без попечения родителей. И этот год стал для нас первым, когда значительно увеличилось количество выпускников учреждений среди наших подопечных. К сожалению, пока в нашей стране нет механизмов сопровождения, которые бы принесли значимый результат. Именно поэтому сейчас мы активно работаем над разработкой таких практик».
Помимо экспертов из НКО сектора в работе секции приняли участие сами выпускники. Они смогли сами озвучить с какими барьерами и проблемами сталкиваются покидая учреждения. Сами выпускники признали, что для них это бесценный опыт и возможность быть услышанными. Возможность общения «на равных» и признание их значимости и ценности – одна из основных потребностей.
Зачастую стереотипы внутри общества, да и собственные рамки ребят не позволяет им почувствовать себя уверенными в общении с окружающими. «Сирота в голове» ограничивает рост и развитие, даже после по прошествии долгого времени после выпуска из учреждения многим так и не удается расстаться с мыслью: «У меня не получится, потому что я из детдома». Выход в открытый мир происходит на столько резко, что не дает возможность осознать переход на новый этап жизни. И многие проблемы связаны именно с неготовностью ребят взять на себя ответственность за собственную жизнь. В связи с этим в обсуждении часто всплывало понятие наставничества. Ребята озвучивали его именно в привязке к одному из самых значимых и востребованных источников поддержки в период адаптации к новой жизни. Ведь именно наставник становится опорой и советчиком.
По окончании сессии эксперты совместно с выпускниками выработали несколько решений, помогающих преодолеть существующие барьеры и ограничения, а так же качественно изменить подход к постинтернатному сопровождению. Среди них:
- Парадигма равенства. Основополагающий принцип в общении с выпускниками.
- Необходимо задать вектор развития ценностей и развитие ответственности у выпускников
- Развитие образовательных, трудовых и профориентационных решений для выпускников.