Социальная журналистика в действии: о том, как прошел II слет социальных журналистов в Хабаровске


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Проблемы и потребности социальной журналистики обсудили на слете социальных журналистов Дальнего Востока, который во второй раз проводят «Гражданские медиа» при поддержке Фонда президентских грантов. Поговорить об этом модном и важном направлении собрались 65 журналистов, блогеров и фотографов — все те, кого волнует социальная тематика. Среди участников были не только специалисты города Хабаровска, но и приезжие из неблизких к нам г. Южно-Сахалинск и п. Чегдомын.

Слет социальных журналистов – это возможность услышать, увидеть и понять, почему социальная тема так волнует человека, и почему об этом важно говорить.

«Социальная журналистика – это просто новый вид журналистики, которая рассказывает о конкретной сфере – это сфера социальная, некоммерческая. Сейчас, когда работа НКО становится профессиональнее и больше, конечно же, должны быть журналисты, которые в этом разбираются», – считает Ксения Божок, директор АНО «Гражданские медиа», главный редактор социального СМИ civilmedia.ru.

Оценивая нынешний уровень социальной журналистики в регионе, Ксения Божок вспоминает ситуацию 5 лет назад, когда об НКО говорили только во время объявления грантовых конкурсов и подведения их итогов. Сейчас, по ее мнению, видно развитие: больше публикаций на социальную тему, больше историй людей, которые рассказывают СМИ. Хотя все еще ситуация не идеальна, и отличается по качеству, которое показывают медиа в центральном округе.

«Хочется думать, что, так как в регионе есть мы, «Гражданские медиа», то это немножко меняет ситуацию. Мы делаем так, чтобы СМИ писали об НКО, а НКО умело о себе рассказывали. Мы также должны понимать, что в регионе очень часто нет возможности повышать компетенции. Учитывая, что мы так далеко находимся от всех тренингов и школ, то единственный верный вариант – привезти сюда знания для специалистов по социальной журналистике», – объясняет Ксения.

В качестве тех, кто дает знания в сфере социальной журналистики, по традиции на слете выступают как федеральные, так и региональные эксперты. В этом году ими стали: главный редактор портала «Такие дела» Анастасия Лотарева и ее заместитель Владимир Шведов, а также российский фотограф и блогер Дмитрий Марков. О региональной специфике рассказали эксперт в сфере благотворительности Антонина Потапова и хабаровский режиссер, видеограф Антон Петренко.

Важной темой слета стал вопрос об ответственности социального журналиста. Участники и эксперты обсудили, в чем миссия социальной журналистики, как определить черту  профессионального объективизма и человеческого желания не навредить, и почему журналистам так важно сотрудничать с общественными организациями.

«Журналистика, помимо своей безусловной функции сообщать факты и давать возможность людям оценивать, имеет некую гуманитарную миссию, которую можно делать журналистскими способами. Например, информировать о том, что происходит правильно. Нужно сотрудничать в этом с организациями, которые тоже имеют в конечном итоге желание помочь людям или изменять нашу общую жизнь к лучшему», – рассказала Анастасия Лотарева.

Высказывание о том, что «много историй делается в регионах», прозвучало еще во время I слета социальных журналистов. В этом году эта мысль также нашла поддержку. Владимир Шведов рассказал, что многие журналисты, сотрудничающие с порталом «Такие дела», пишут материалы прямо из своих регионов, либо выезжают в командировки поблизости и проявляют экспертную позицию прямо на месте.

Замглавреда «Таких дел» также отметил, что работая с региональной повесткой, важно учитывать одну особенность – материалы, которые пишут СМИ, должны быть интересны жителям всей страны, а не только людям, проживающим в месте, где создается эта история.

«Если изначально замкнуться только на локальном сообществе и на локальных читателях, вы быстро уйдете в потолок. Русскоязычный интернет один из самых крупных в мире, и если вы будете работать с расчетом, что это будет интересно не только жителям Хабаровска, Владивостока и Южно-Сахалинска, но и любому россиянину, то успех будет гораздо ближе, чем можно представить», – считает Владимир Шведов.

Помимо задачи дать журналистам знания и понимания в социальном направлении, организаторы также хотят создать сообщество, в котором журналисты смогли бы делиться инфоповодами, темами, героями, обсуждать важные проблемы и просто обмениваться опытом работы в социальной сфере. «Гражданские медиа» уже выпустили онлайн-справочник НКО Хабаровского края с кратким описанием их деятельности и  контактными данными. Любой автор, редактор или фотограф может связаться с нужной ему организацией и получить экспертное мнение. В данный момент справочник дополняется, сотрудники «Гражданских медиа» продумывают систему, по которой будет работать «комьюнити» социальных журналистов.

В полной мере результат слета можно будет оценить по прошествии времени.  «Гражданские медиа» надеются, что СМИ будут больше говорить о деятельности НКО, появятся крупные социальные спецпроекты, в информационном пространстве станет больше историй про людей и, таким образом, будут решаться важные человеческие проблемы, потому что социальная журналистика – это всегда история про результат.