В Учебных мастерских для ребят с особенностями началась подготовка дипломных проектов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В петербургских учебных мастерских для детей с особенностями развития только в сентябре стартовал новый учебный год, но старшие ребята, будущие выпускники, уже начинают готовить дипломные работы. Подготовку дипломных работ сопровождают мастера-педагоги, на работу которых объявлен сбор.

Мастерские организованы Частным образовательным учреждением дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Странник» и работают уже десятый год. На сегодня по программе мастерских занимаются более 20 человек. Программа подразумевает семилетнее обучение различным прикладным творческим техникам. Ученики на индивидуальных и групповых творческих занятиях, тематических мастер-классах знакомятся с основами композиции, цветоведения, материаловедения. Также они учатся разнообразным декоративным техникам и отдельным приемам художественного оформления изделий: изготовление самодельной бумаги, краккле, декупаж, штампование, рисование на воде в технике эбру, роспись по дереву и по ткани и т.д. Все используемые на занятиях материалы и оборудование адаптированы под особенности моторики детей.

В 2019 году этот образовательный проект «Странника» прошёл лицензирование и теперь выпускники мастерских получают официальные свидетельства об окончании обучения, что может открыть им дорогу в коррекционные лицеи.

После освоения теории и тренировок на практике ученики готовят выпускную работу – диплом. Каждая работа — это социально значимый, большой творческий проект, задуманный и реализованный учениками самостоятельно. Подготовка дипломных проектов проходит в несколько этапов. Сначала ученики создают эскизы: опираясь на полученные в мастерских знания они выбирают оформительскую технику и продумывают эскизы таким образом, чтобы они соответствовали выбранной технике. Затем нужно перенести задумку с эскиза на основу и выполнить саму работу. На третьем этапе происходит оформление диплома в виде стенда – в конце учебного года выпускники мастерских защищают свои работы в рамках выставки «Звезда на ладони», которая проходит в одном из публичных пространств Петербурга. Ребята продумывают своё выступление, и на заключительном этапе происходит защита диплома.

Выпускник мастерской на защите своего дипломного проекта.

«Странник» подбирает заказчиков для своих учеников – помогающие организации, для подопечных которых ребята могли бы сделать что-то полезное и красивое. Например, в прошлом учебном году один из учеников, Никита, посвятил свою дипломную работу подопечным фонда «Старость в радость». Этот фонд проводит планомерную работу по улучшению качества жизни одиноких пожилых людей, и идея Никиты — макеты открыток для бабушек и дедушек по всем основным праздникам – прекрасно вписалась в концепцию работы Фонда. Первым делом Никита создал открытки к новогодним праздникам, которые затем волонтёры фонда раздали своим подопечным в домах ветеранов.

Получатели открыток по макетам Никиты.

На пути к реализации творческих замыслов перед учениками встают различные преграды. Кому-то сложно продумать наперед свои действия, кому-то – удержать в голове составленный и продуманный план. А у других ребят фантазия настолько подвижна, что на каждом этапе возникают новые идеи, которые могут полностью стереть начальную задумку. Кому-то трудно организовать свои движения, кто-то тратит много сил на понимание задания, а для кого-то любое высказывание сопровождается поиском картинок-пиктограмм.

Только профессионал, сопровождая ученика в процессе подготовки дипломной работы, может помочь ему в преодолении всех трудностей.

В учебных мастерских ЧОУ «Странник» считают, что обучать каждому виду творчества должен настоящий мастер своего дела. Ведь именно он обладает копилкой идей, знаний и навыков, а также способен передать свою увлеченность и любовь к делу ученикам. И только профессионал, сопровождая ученика в процессе подготовки дипломной работы, может помочь ему в преодолении всех трудностей. Например, вовремя подсказать автору, к каким последствиям может привести отклонение от первоначального проекта – ведь время на выполнение заказа в реальной жизни ограничено и, кроме непосредственного владения оформительскими техниками, ребята должны научиться ограничивать себя и планировать действия таким образом, чтобы успеть в срок.

Обсуждение идей творческих проектов

Для «Странника» принципиально сделать занятия в мастерских доступными для всех ребят, независимо от материального достатка их семьи. Организация привлекает финансирование для оплаты аренды помещения мастерских, прибегает к помощи волонтёров, находит расходные материалы или средства на них. Но один из самых важных пунктов расходов – оплата работы мастеров-педагогов, сопровождающих работу над дипломными проектами, — пока остаётся без финансирования. Сейчас на платформе Планета.ру объявлен сбор на оплату занятий мастеров-педагогов с ребятами. Общая сумма – 60 000 рублей.

Детям с серьёзными особенностями развития некуда пойти после окончания школы. Если их движения, интеллектуальный статус или возможности коммуникации резко ограничены, то единственный путь социализации в этом случае — творческая самореализация в сфере оформления, дизайна. Творческие навыки могут помочь ребятам с профессиональным статусом, но, что самое главное – они помещают детей с особенностями на орбиту других людей, становятся пропуском в мир взаимодействия с другими людьми даже в отсутствие общего языка для коммуникации.

Получатели открыток Никиты, например, были очень тронуты и передавали свою благодарность и приветы Никите – волонтёры фонда «Старость в радость» засняли их обращения к мальчику на видео. Такие образом, этот творческий проект сделал возможной коммуникацию и расширил мир как одиноких пожилых людей, так и мальчика с особенностями в развитии. Поддержка сбора на Планете станет вкладом в жизнь сразу большого количества людей – выпускники мастерских не только доведут до конца свои дипломные проекты, но и порадуют ими других.

«Странник» — частное образовательное учреждение дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения и коррекции, в котором дефектологи, логопеды, педагоги и психологи работают с особенными детьми. Основное направление работы учреждения – индивидуальные коррекционные занятия, на которых ребят учат говорить, использовать альтернативные средства коммуникации, общаться, играть, учиться и активно осваивать окружающий их мир.

Многих ребят, которые считались раньше «не обучаемыми», в «Страннике» научили читать, писать и считать. Других ребят удалось научить завязывать шнурки, есть своей, специально подобранной, ложкой и подавать условные сигналы маме, когда необходима помощь или коммуникационная доска для общения.

Идея учебных мастерских родилась из практики организации – как бы успешен ни был ребёнок на индивидуальных занятиях, только наличие каких-то социально полезных навыков может помочь семье преодолеть социальную изоляцию и включить ребёнка в общество.