Рубен Варданян о Карте лидеров изменений в социальной сфере СоцЧейн


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В конце 2018 года Центр «СОЛь» в партнерстве с МШУ Сколково и фондом «Друзья» презентовал Карту лидеров изменений в социальной сфере — СоцЧейн. Итоги подвели в декабре, на совместной встрече создателей карты, их партнеров и коллег.

Основным вопросом было — как сотрудники различных фондов могут использовать базу наработок, созданных в ходе подготовки карты СоцЧейн (подробно познакомиться с картой можно по ссылке). Напоминаем статистику.

Карта лидеров изменений в социальной сфере СоцЧейн — это:

  • 333 интервью с лидерами изменений из 31 региона страны
  • поездки в 20 городов России
  • 45 скайп-конференций
  • 2924 рекомендации, в которых было рекомендовано 1486 уникальных лидеров из 118 населенных пунктов (65 регионов)
  • 1459 социально-ориентированных проектов и организаций
  • более 3000 часов анализа данных
  • проанализированы более 8000 ответов респондентов
  • на основе ответов создано облако тегов (более 800 тегов), позволяющих систематизировать полученную информацию.

Всю информацию нужно было описать и стандартизировать, в результате чего была создана не только карта, но и наработана большая база лидеров изменений в социальной сфере — причем еще до появления в правовом поле России закона о социальном предпринимательстве летом 2019 года.

Исследование проводилось методом «снежного кома»: основой базы для опроса стали 79 человек, рекомендованных командой партнеров. Все они в глубинных интервью, в свою очередь, рекомендовали других лидеров социальных изменений, многие из которых также были проинтервьюированы и вовлекали достойных кандидатов (подробнее узнать о методе снежного кома и других проектах картирования, подготовленных при участии Центра «СОЛь», можно по ссылке). Таким образом, качественное исследование сообщества было преобразовано в количественное.

В своей работе все, кто плотно сотрудничает (или планирует начать работу) в области социального предпринимательства, могут использовать данные карты. На практике, исходя из полученных данных, можно делать бесконечные срезы карты по различным параметрам. Например, выборку по запросу: что является препятствием развития предпринимательского проекта для женщин моложе 40-ка лет в Москве?

Притом данные, полученные в ходе исследования, ценны тем, что затрагивают практически все регионы страны — и если со статистикой социальной сферы в столице или Европейской части дело обстоит неплохо, то с продвижением вглубь страны информации становиться все меньше. Центр «СОЛь» исправил эту ошибку.

Комментирует Рубен Варданян, венчурный филантроп, сооснователь Московской бизнес-школы Сколково, соучредитель гуманитарной инициативы «Аврора».

Карта СоцЧейн как исследование кажется мне очень интересным и познавательным со всех точек зрения. Она показывает, что происходит в России в направлениях, которыми мы очень много занимаемся — в благотворительной отрасли, и других проектах, с этим связанных. Мне кажется, это очень интересный формат — карта показывает ситуацию в России на сегодняшний день.

Я убежден, что мы найдем правильный способ измерения эффективности импакта. Это надо делать совместно с большим количеством участников. Я очень рад, что процесс запущен и, значит, развитие будет неизбежным.

Недавно я вернулся из Лондона, где встречался с Джимми Морганом из JPMorgan Chase, мы обсуждали Международный филантропический форум. Он сказал, что сейчас у их банка нет ни одного клиента, который бы не спрашивал о том, что такое «бизнес со смыслом», про бизнес и социальные эффекты. Эта нишевая ранее тема становится большим новым трендом для капитала. Не потому, что банки больше  не хотят зарабатывать деньги, а потому, что в обществе меняется понимание того, что действительно важно. Процессы идут постепенно, но тренды видны — в том числе, и в области социального инвестирования.

Мы привыкли к двум ролям бизнеса в истории — «чистая благотворительность», т.е. просто раздача денег, или «только зарабатывание денег».  Это — две крайности восприятия. Но посередине есть огромное пространство, в котором существуют разные проекты. Карта СоцЧейн помогает разобраться с путаницей в головах и ответить на непростые вопросы. Была проделана огромная работа, и это только начало пути. Я надеюсь, что процесс будет продолжен!

Центр «СОЛь» готов продолжить сотрудничество в области создания карт в различных сферах социальной жизни, включая экологию. Мы открыты к сотрудничеству и предложениям!

Ознакомиться с исследованием СоцЧейн вы можете по ссылке.