Адаптация детей к школе или детскому сад


Наиболее сложным периодом для детей и их родителей становится первый раз в детский сад и первый раз в первый класс. Причем длиться этот период может не один день, а целый год.

Для родителей тяжело, что их ребенок попадает в незнакомую среду. Возникает множество вопросов как он там, хорошие ли педагоги/воспитатели, все ли с ним хорошо, не обижает ли кто там, не голодный ли он, не повредил ли себе что? Примерно те же вопросы начинают мучить родителей, дети которых начали учиться в школе и даже тех, чьи дети перешли из начальной в среднюю школу (5 класс). Дальше становится немного легче, примерно до момента сдачи экзаменов.

Как сделать этот период менее тревожным? Первое, те чувства, которые вы испытываете, совершенно нормальны. На то вы и родители, чтобы переживать и волноваться за своего ребенка. Но иногда тревога доходит до крайностей, когда родителей не спасает даже пустырник. Поэтому, чтобы адекватно переживать этот период и быть уверенным в окружении вашего ребенка, с ним нужно познакомиться. Необязательно изучать все досконально, но стоит познакомиться с воспитателями, с родителями или детьми, которые ходят в детский сад и школу вместе с вашим ребенком. Не стоит пренебрегать школьными психологами и специалистами воспитательной службы, т.к. если вы замечаете, что вашему ребенку трудно адаптироваться, лучше подключить их к решению проблемы.

Для детей, как и для нас взрослых, новый коллектив, новые условия естественно являются стрессом. И в этот момент самое главное для них, уверенность его близких в том, что новое место безопасно. Ребенок ощущает безопасность во внешнем мире в первую очередь благодаря родителям. Именно поэтому важно, чтобы вы сами не были напуганными и неуверенными. Если вы сами тревожитесь, как же может быть спокоен ваш ребенок?

Поэтому, узнаем о школе, учителях, воспитателях. На всякий случай пьем пустырник. И верим, что ваш ребенок справится и новое место безопасно, что у него все получится. Предоставьте ему самостоятельно познавать новый мир. Ваша задача не мешать, а быть рядом. Не делать за ребенка, а подставлять плечо, когда это необходимо.

Ещё один момент. «Как дела в школе/саду» не всегда эффективный вопрос. Как вы сами обычно отвечаете, когда вас спрашивают «как дела»? «Нормально». И ребенок скажет нормально, даже если это не так. Если вы действительно хотите знать, нужно задавать вопросы мягко, не нарушая границ ребенка и оставляя за ним право рассказывать или нет.
Можно даже ввести традицию, например, за чаем обсуждать пройденный день. Если у вас не было раньше такого, начните сами. Расскажите какие-нибудь интересные моменты своего дня или то, что вас расстроило. Ведь самый действенный способ в воспитании детей – показать собственным примером.

Статья подготовлена психологом благотворительного фонда «Нить добра» при поддержке фонда президентских грантов в рамках реализации проекта «Инклюзивная творческая мастерская для детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями».