Опыт тьюторства и наставничества Благотворительной организации “Мята”: как помочь одинокому ребенку найти себя


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Толерантность. Как много в этом слове, и как модно стало сейчас им парировать. Мы стоим на рубеже перемен, и молодое поколение всё больше говорит о равенстве и принятии всех аспектов нашей жизни. Но так ли всё просто? 

Все люди разные, у каждого накоплен свой уникальный опыт в зависимости от множества факторов. И при всем разнообразии мира сироты продолжают стигматизироваться обществом. И, казалось бы, все дети равны, но всё же дети в семьях чуточку “равнее”. Глубоко копать не нужно — достаточно коснуться одного из самых важных аспектов успешной взрослой жизни — образования. 

Недавно мы услышали мнение, что проблем с доступностью образования в России нет. Да, по факту оно бесплатно, более того, среднее образование и вовсе обязательно для всех. Но как на самом деле обстоят дела?

Как правило, за уровнем знаний ребенка в семье следят родители: проверяют уроки, нанимают репетиторов в случае необходимости, водят на кружки и секции. 

Ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении, тоже ходит в школу, но при этом с огромной долей вероятности к выпуску его уровень знаний будет гораздо ниже уровня одноклассников. От него изначально многого не требуют (сирота же, что с него взять), внимание к его учебе чаще всего минимально. Таким образом копится огромный провал в знаниях, который со временем обрастает еще и собственным пониманием, что да, я действительно ни на что не гожусь и что-то с этим делать бессмысленно. В итоге ребенок заканчивает школу с очень посредственным результатом как на бумаге, так и в собственном мироощущении. А ведь это самое начало взрослого пути, но по факту — практически конец.  

Добавим также, что ни о каком дополнительном образовании речи не идет вообще: в системе детей индивидуально водить на занятия просто некому. А это важно. Это про общее развитие, про понимание себя,  про принятие самостоятельных решений и выход из зоны комфорта. Об окружении даже не говорим, это очевидный плюс посещения занятий вне системы. 

Выходит, что замкнутость среды, отсутствие индивидуального внимания к потребностям ребенка и помощи со стороны взрослого приводят к тому, что стигмы, которыми мы щедро одариваем детей-сирот, в итоге-таки находят свое подтверждение, когда ребенок вырастает и действительно оказывается не у дел. 

Человеку нужен человек, это очевидно. Никакие праздники и подарки в детском доме не помогут ребенку вырасти и достойно социализироваться в нашем обществе. Появление значимого взрослого, который действительно будет включен в жизнь своего подопечного — это наиболее верный путь в предложенных условиях. 

Большинство успешных выпускников сиротских учреждений так или иначе связывают все свои достижения с какими-либо взрослыми: кто-то, кто всегда был рядом, подсказывал и направлял. То самое индивидуальное внимание, которое априори должно доставаться каждому ребенку для гармоничного развития. В условиях сиротских учреждений это тоже возможно при разумной помощи волонтерских организаций. 

Благотворительная организация “Мята” с 2014 года реализует проект “Настоящее будущее”, в рамках которого тьюторы-волонтеры занимаются комплексной поддержкой ребят. Суть проекта проста: помочь ребенку в его индивидуальном развитии. Тьюторы водят ребят на кружки и секции в частном порядке. Помогают адаптироваться в новом коллективе в частности и в нашем с вами мире в целом. Это нормальная конкурентная среда, в которой растут все дети и которая недоступна детям-сиротам. Помимо этого в рамках проекта ребята могут проводить с тьюторами и свое свободное время: ходить в кино и театры, гулять по городу и вообще делать, то, что интересно конкретной паре тьютор-ребенок. И это не только про развлечения, но и про возможность выбора, которая неизбежно влечет за собой повышение уровня ответственности и самостоятельности. Также зачастую уровень школьного образования детей-сирот значительно ниже уровня детей, растущих в семье. И над этим проект тоже работает, подбирая для каждого ребенка волонтера-репетитора для разбора программы и подготовки к экзаменам. 

 Такая индивидуальная поддержка важна каждому ребенку, поэтому “Мята” с радостью готова делиться своим опытом тьюторства, чтобы как можно больше ребят смогли не только расти и развиваться по собственному сценарию и в собственном темпе, но и иметь получать поддержку от человека, которому не всё равно.

Проект “Настоящее будущее” реализуется при поддержке и с использованием гранта Благотворительного фонда “Абсолют-Помощь”.

По вопросам партнерства, поддержки и  тиражирования проекта обращайтесь по электронной почте info@justmint.ru.

Информация об организации

Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Мята» работает с 2014 года. Наша миссия – развитие, поддержка и социализация детей в трудной жизненной ситуации за счет реализации комплексных программ образования и профориентации. За годы работы в программах «Мяты» приняли участие более 2000 детей из 18 учреждений для детей-сирот и других категорий детей в трудной жизненной ситуации. На базе организации реализуется 4 программы, направленные на социализацию и профориентацию детей.