Инклюзивные возможности творчества — проект благотворительного фонда «Нить добра»


Творчество в широком смысле слова — это процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий творчества — уникальность его результата.

Большое значение в современном мире имеет то, что творчество способствует коммуникации различных социальных и культурных групп, возникновению социокультурного пространства общения между ними.

Педагоги благотворительного фонда «Нить добра» уже два года занимаются изучением инклюзивных возможностей творчества и проблем в этой области. В отличие от инклюзивного образования, инклюзивное творчество в настоящее время находится на начальной стадии развития несмотря на то, что оно продемонстрировало свою эффективность в решении социальных проблем, возникающих у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Среди ключевых направлений его использования — коррекция психических и двигательных функций, социальная поддержка и адаптация, творческая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья и интеграция в общество. Сейчас инклюзивное творчество является одним из перспективных направлений работы.

Если рассматривать творчество как средство терапии или средство реабилитации, происходит «медикализация», так как в рамках любой терапии в медицинском контексте человек чувствует себя пациентом, а занимаясь творчеством — художником, что само по себе, без какого-либо прямого терапевтического эффекта способно повысить его самооценку и качество жизни.

Творческая деятельность – неотъемлемая часть жизни людей, без неё человек чувствует себя обделённым и, в какой-то степени, даже ущербным.

Потребность в творчестве и способность к нему можно считать важными сущностными характеристиками человека. Нет нетворческих людей, есть люди, по каким-то причинам не нашедшие свой путь в творчестве.

Творчество одно из наиболее интересных и наименее изученных явлений в нашей психике. Оно связано с ярким, мощным всплеском активности человека и приносит ему чувство удовлетворения, радости и ощущение свободы. Именно творчество предоставляет человеку наибольшие возможности для реализации своего «Я». Изучение этого процесса, а также связанных с ним явлений: воображения, вдохновения, искусства – делает творческую деятельность более осознанной и целенаправленной.

Для детей, находящихся на длительном лечении в условиях стационара, очень важно найти свой творческий путь. У детской психики есть положительное свойство: посредством эстетического переживания и творческого преображения окружающего игрового пространства она стремится «творчески ответить» на болезнь и повернуть ребёнка в направлении здоровой и гармоничной жизни. В таком случае творчество становится уникальным «целительным» средством в области психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Статья подготовлена педагогом благотворительного фонда «Нить добра» при поддержке фонда президентских грантов в рамках реализации проекта «Инклюзивная творческая мастерская для детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями».