«Дать уверенность ребёнку, что он кому-то нужен»: как проходит проект «Мы вместе»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В 2020 году добровольческое движение «Дорогами добра» запустило проект по социализации воспитанников детских домов и интернатов Екатеринбурга и Свердловской области. Каждому ребенку-сироте подбирается волонтер-наставник, который помогает социализироваться, стать развитой личностью с реальным взглядом на мир и на отношения с людьми. Программа «Мы вместе» поддерживается Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

 Волонтеры регулярно общаются со своими подопечными – во время личных созвонов и встреч и во время групповых мероприятий. На них ребят учат пользоваться сервисами и услугами, настраивать свой быт, обращаться с деньгами. Отдельное внимание волонтеры уделяют выбору профессии и поиску места учебы ребенка. Но самое главное, конечно – оказать эмоциональную поддержку и помочь научиться выстраивать отношения с окружающими.

Пары составляются с учетом личностных характеристик, индивидуальных особенностей и интересов. Все кандидаты проходят предварительные собеседования и обучение. Важно понимать, что наставник — это друг для взрослеющего человека, не спонсор, не родитель и не опекун.

Предлагаем почитать истории от самих волонтеров.

 

Юлия Литвинова, волонтер:

О проекте «Мы вместе» я узнала из Instagram. Первый раз я прочитала пост о том, что нужны волонтеры для общения с детьми-сиротами, и подумала, что это интересно, но очень ответственно и сложно, поэтому не решилась подать заявку. Потом объявление попалось мне ещё пару раз, и я подумала, что это, наверное, не просто так. Вселенная даёт мне знак!

Я подала заявку, прошла обучение, собеседование с психологом, но даже тогда я ещё сомневалась. Мне очень помогли слова нашего куратора Вероники Васильевой о том, что волонтер не меняет полностью жизнь своего подопечного, не стремится решить все его проблемы, не оказывает глобального влияния, он просто дружит, проявляет чуткость, делится своими переживаниями, слушает переживания ребёнка.

Моего подопечного зовут Ваня (имя изменено – прим.авт.), ему 16. Он очень общительный, у нас много общих интересов. Он любит ухаживать за растениями, летом в теплице растил помидоры. Ваня довольно хорошо читает и пишет, разбирается в смартфоне. Очень добрый и отзывчивый, всегда и всем старается помочь. Позитивный человек, как и я.

Наше очное знакомство прошло успешно, мы посмотрели друг на друга, пофотографировались. Сложнее стало, когда у Вани появился свой телефон. У него больше свободного времени, поэтому он может бесконечно писать в мессенджерах или звонить мне. Со временем он научился соблюдать график, теперь меньше тревожит меня в рабочее время. Нужно учить ребят тактичности. Ещё одна проблема, которая может возникнуть, — восприятие наставника как спонсора, как человека, который может дарить материальные подарки. По правилам проекта этого делать нельзя. С Ваней я борюсь на этот счёт до сих пор.

Из-за карантина не получается общаться очно, поэтому мы созваниваемся по видеосвязи. В последнее время Ваня стал более открытым в плане своих чувств, может позвонить, вывалить все переживания, а потом говорит, что я его успокоила, подняла настроение, благодарит. Мы разговариваем на разные темы: про рецепты (он любит готовить), про общественный транспорт, про животных (любим котиков), про быт. Иногда можем и подурачиться с масками во «Вконтакте». Я хожу на курсы английского, Ваня заинтересовался, попросил написать ему какие-нибудь слова для запоминания, поделился уже имеющимися успехами. Ещё мы обменялись блокнотами, чтобы вести дневники разных событий: хороших и плохих, это тоже помогает выразить чувства и снять напряжение.

Чем естественнее будет вести себя наставник, тем проще будет выстроить хорошие и доверительные отношения. Дети всё тонко чувствуют, нужно быть честными с ними.

 

 

Элен Рош, волонтер:

Я очень ждала, когда этот проект появится в Екатеринбурге. Когда я увидела пост во «Вконтакте» о том, что открывается проект «Мы вместе», сразу же откликнулась. Сложно было выстраивать отношения дистанционно, страшно было не найти общий язык с ребенком. Я очень волновалась, когда знакомилась со своим подопечным. Большое спасибо воспитателю! Она помогла нам установить контакт. Сейчас я могу точно сказать, что у нас установились доверительные отношения. И мы оба с нетерпением ждем, когда сможем пообщаться.

Моего подопечного зовут Костя (имя изменено – прим.авт.). Это потрясающий, творческий, позитивный и открытый ребенок. Он любит рисовать, петь и танцевать. Когда я приезжала к нему, он спел для меня пару песен. Он увлекается военной техникой, ну и в целом ему очень нравится все, что связано с военной тематикой. У него даже есть военный костюм.

Из-за непростых условий в пандемию мы видимся не так часто. Но когда получается увидеться, мы вместе рисуем, гуляем и просто болтаем. Мы много разговариваем дистанционно о его интересах, об учебе, о том, как он будет жить, когда выйдет из детского дома, о всяких мелочах. Ребенок часто выступает инициатором какой-то определённой темы разговора. Я очень хочу помочь Косте, и я знаю, что это в моих силах!

 

Татьяна Шагубакова, волонтер

В будущем мы с мужем хотим стать приёмными родителями. После окончания ШПР мы захотели остаться в фонде и узнали о программе. Решили поучаствовать в этом проекте, так как уже были в курсе о том, как ребятам живётся в детских домах, хотели чем-то помочь им.

Моего подопечного зовут Кирилл (имя изменено – прим.авт.), ему 18. Он уже выпустился из интерната и сейчас учится в колледже. Он очень замкнут. Тяжело сходится с людьми. Стеснительный.

Из-за сложности встреч (он учится в закрытом городе) общение происходит только по телефону. Он живёт в тренировочной квартире другого фонда, поэтому я спокойна, с ним всегда есть кураторы. По нашей договорённости я каждую неделю снимаю ему видеоприветы. Иногда я показываю ему свою повседневную жизнь — походы на работу, в больницу, магазин, прогулки с семьёй и домашним питомцем. Когда у него есть настроение, он описывает свои достижения в учебе и жизни. В сентябре нам удалось встретиться с ним! Дать уверенность ребёнку, что он кому-то нужен, — это большое дело! Если хоть один ребёнок из нашей группы использует общение с наставником для своей жизни и сможет благодаря нам адаптироваться в жизни — это уже будет победа.

 

Алёна Саламатова, волонтер

Помню, как весной 2020 года я зашла в интернет с намерением найти подобный проект в Екатеринбурге. Не нашла. И буквально через неделю пришла информация во «Вконтакте» о начале проекта «Мы вместе». Так я попала сюда и познакомилась со своим подопечным. Его зовут Андрей (имя изменено – прим.авт.), ему 17 лет! Мы общаемся уже 5 месяцев: списываемся в мессенджерах, созваниваемся по Зуму, дважды встречались лично. Срок ещё небольшой: фактически идёт знакомство, привыкание. Про достижения в социализации говорить пока рано. Тем не менее, мы методично изучаем некоторые сложные для моего подопечного аспекты математики, на примере его жизни разбираем, что такое «хорошо», а что такое «плохо», обсуждаем вопросы, связанные с ежедневными потребностями человека. Мы начинали учиться играть в шахматы, учить знаки дорожного движения, занимаемся математикой и финансовой грамотностью (обсуждаем, что сколько стоит). В планах — арт-терапия, настольные игры, совместные визиты в магазин с целью ориентации в деньгах и ценах.

Необходимое условие эффективности работы — её длительность. Поэтому многие организации договариваются с волонтерами об их участии в программе на срок не менее года, в течение которого встречи наставника и подопечного происходят еженедельно. При этом многие волонтеры поддерживают отношения со своими подопечными на протяжении нескольких лет: по мере взросления и выхода в самостоятельную жизнь подопечный может перестать нуждаться в плотном сопровождении, но все еще видит для себя ценность в возможности оставаться на связи со своим наставником.

Из-за пандемии волонтеры связываются с подопечными через мессенджеры и видеозвонки, а также проводят дистанционные мероприятия, направленные на социализацию ребят. Как только эпидемиологическая ситуация улучшится, волонтеры смогут регулярно выезжать в детские дома и интернаты, чтобы лично видеться с детьми.

Текст: Елизавета Ткачук, Маргарита Москвина