Легкости перевода или digital для тех, кто не говорит


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Летом 2020 года Центр «Наш солнечный мир» при поддержке Фонда целевого капитала «Истоки» выпустил новую версию первого русскоязычного приложения для людей с аутизмом. В течение полугода обновленное приложение «Аутизм: общение» было скачано более 20 000 раз. Участники круглого стола, прошедшего онлайн 8 декабря 2020 года, обсудили инновацию, способную, по оценкам специалистов, кардинально улучшить жизнь людей с расстройствами аутистического спектра.

Согласно статистике ВОЗ, сегодня каждый 160-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра (РАС), одним из ключевых характеристик которого являются трудности коммуникативного характера. Трудности, зачастую становящиеся непреодолимым препятствием к социализации. По крайней мере, так было до недавнего времени. Сегодня одним из мостиков между миром обычных и особых людей всё чаще становится приложение «Аутизм: общение», разработанное Центром «Наш солнечный мир» при поддержке Фонда целевого капитала «Истоки». В июне 2020 года был выпущен второй релиз приложения (первая версия вышла в 2012 году и стала первой в мире версией подобного приложения на русском языке).

В круглом столе, посвященном обновленной и улучшенной версии приложения, приняли участие основатель Центра «Наш солнечный мир», лауреат премии «Вера и верность» Игорь Шпицберг, Председатель попечительского совета Фонда «Истоки» Владимир Якунин, заместитель главы Департамента труда и социальной защиты г. Москвы Алексей Володин, заместитель руководителя Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов Алексей Ярков, профессор университета Адельфи (США) доктор Стивен Шор, директор реабилитационного центра Департамента соцразвития Ханты-Мансийского округа-Югры «Добрый волшебник» Светлана Королева, представители региональных общественных организаций

Туда и обратно

8 лет назад отправной точкой для работы над приложением стали зарубежные коммуникаторы для людей с аутизмом: специалисты Центра «Наш солнечный мир» хорошо представляли как сами разработки коллег из других стран, так и то, что большинству российских родителей они не по карману. В итоге решили сделать собственный продукт, который, замечает Игорь Шпицберг, довольно сильно отличается от зарубежных аналогов, в чем-то даже их превосходя. Так, российское приложение вместо символов и значков использует качественные реалистичные фотографии. Это существенно: проассоциировать нарисованное и настоящее яблоко ребенок с РАС зачастую не может. «Мы работали на стыке двух компетенций: с одной стороны, приложение создавалось лучшими в стране специалистами по аутизму, с другой – у нас была отличная команда разработчиков (ребята занимаются созданием игр), и всё выполнено на очень высоком уровне. Получилось хорошо настолько, что сейчас мы получаем предложения перевести контент на английский язык», – рассказывает Шпицберг.

Ресурсы и поддержка

Выход обновленной версии приложения стал возможен благодаря поддержке Фонда целевого капитала «Истоки», и, по словам председателя Попечительского совета Фонда «Истоки» Владимира Якунина, одним из доводов в его пользу стал 2020-й: в каком-то смысле сработала формула «Не было бы счастья, да несчастье помогло». «2020 год, мягко говоря, был совершенно неласковым для всех, а организации, подобные Центру “Наш солнечный мир” существуют в том числе и на благотворительные взносы. Мы почувствовали, что это и наша забота, и наша ответственность.  Попечительский совет решил выделить средства на разработку новой версии приложения “Аутизм: общение”. Совершенно очевидно, что это чрезвычайно нужный проект».

2020-й наглядно показал важность эндаументов, благодаря которым в кризисное время продолжили развиваться многие общественные инициативы, добавляет Якунин. «Мы считаем, что эндаументы могут сделать благотворительность более устойчивой, предсказуемой, и, если хотите, зрелой. Сотрудничество Фонда “Истоки” и Центра “Наш солнечный мир” – это как раз пример такого взаимодействия».

Наряду с частным капиталом, к разработке приложения проявило интерес государство. «Мы со своей стороны, как правительство Москвы, поддерживаем “Наш солнечный мир” и в целом создание различных инновационных продуктов, связанных с реабилитацией детей», – говорит заместитель главы Департамента труда и социальной защиты г. Москвы Алексей Володин. Департамент, по словам эксперта, готов способствовать успешному внедрению проекта: «Мне очень близок подход, в котором во главу угла ставится человек, ребенок и уже вокруг него мы, органы исполнительной власти, выстраиваем различные наши проекты».

For free

Одной из важнейших характеристик приложения «Аутизм: общение» является принципиальное отсутствие платного контента. Семьи, имеющие детей с инвалидностью, как правило, заметно стеснены финансово: для большинства покупка дорогостоящих средств реабилитации либо затруднительна, либо попросту невозможна. «Очень много лет мы шли к этому приложению, – рассказывает руководитель махачкалинского реабилитационного центра “Жизнь без слез” Айшат Гамзаева. – В самом начале работы, много лет назад, мы приобрели в США коммуникатор Go Talk, очень дорогостоящий. Пытались применить это всё к нашим детям, было очень сложно. Коммуникатор использовался вместе с карточками, которые постоянно портились, их приходилось переделывать, ламинировать. Кроме того, сам коммуникатор был абсолютно недоступен для родителей из-за высокой стоимости. Приложение «Аутизм: общение» стало просто спасением».

Шпицберг отмечает, что если бы продукт был коммерческим, его распространение шло бы быстрее: скачиваний было бы больше за счет рекламного продвижения. Однако такой вариант создателями «Аутизм: общение» не рассматривался никогда: «Некоторые родители не верят в то, что у нас весь контент бесплатный, ждут, что сейчас не на входе, так внутри приложения, им попытаются навязать рекламу, какие-то платные услуги», – смеется Шпицберг.

В списках не значился

Вообще вопрос доступности средств реабилитации для людей с ментальной инвалидностью – не праздный. Люди с особенностями психического развития – единственная в стране категория инвалидов, в отношении которой сегодня не предусмотрена «техподдержка» государства. Получить бесплатную инвалидную коляску, вертикализаторы, слуховые аппараты – можно, рассчитывать на бесплатный планшет или телефон – нет. Пока нет.

Заместитель руководителя Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов Алексей Ярков считает, что перемены к лучшему не за горами: проект Концепции развития в РФ системы комплексной реабилитации людей с инвалидностью до 2025 года, разрабатываемый ФЦКР совместно с другими профильными ведомствами, должен быть утвержден в ближайшее время. Рассматривает проект и вопросы технического обеспечения. «Мы предполагаем, что историю с объемами технических средств реабилитации, которыми лица с инвалидностью могут быть обеспечены за счет средств федерального бюджета, нужно обновлять и актуализировать, поскольку появляется множество очень интересных и полезных разработок. Мы с коллегами из “Нашего солнечного мира”  давно прорабатываем эту историю, потому что понимаем,что комплекс технических средств и реабилитационного оборудования, который может быть реализован на современных платформах, велик», – говорит Ярков.

Спасение утопающих

После того, как люди с ментальной инвалидностью попадут в нужные перечни, изменится многое, пока же родители и специалисты, что называется, изыскивают ресурсы. Причем и вдали от федерального центра симбиоз «активные граждане плюс неравнодушное руководство» работает на ура.

 «Уже третий год у нас действует концепция комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, в рамках которой мы стараемся межведомственно подходить к работе, – рассказывает директор реабилитационного центра Департамента соцразвития Ханты-Мансийского округа-Югры «Добрый волшебник» Светлана Королева. – Департамент социального развития сразу, как только мы узнали об этом приложении, разослал по всем городам и весям нашего большого округа информацию. Почти все учреждения, которые работают с подобными детьми и взрослыми, мы взяли в работу.  На данный момент мы закупили планшеты на каждую реабилитационную группу».

Сама Светлана – мама ребенка с ментальной инвалидностью, так что ценность приложения ей объяснять не нужно. «В наших домах стало намного спокойнее, – говорит она, – мы сами стали мобильнее: куда бы мы ни шли – приложение с собой». Если вспомнить о том, что предшественницей приложения была картонная  коробка с набором карточек, в историю про «спокойнее» верится без особого труда.

Поучаствовать в обеспечении гаджетами тех, кто в них нуждается острее звезд инстаграма, готов и бизнес. Пандемия продемонстрировала, что современные гаджеты не могут и дальше оставаться роскошью для родителей детей-инвалидов: заниматься с ребенком дистанционно, располагая одним лишь кнопочным телефоном, оказалось мягко говоря, затруднительно. «Организации, которые нас поддерживают, помогли с гаджетами, закупили планшеты, раздали их родителям. Это выручило нас невероятно, – рассказывает руководитель уфимской Родительской общественной организации «Содействие» Людмила Сахапова. – Наша задача -– дать как можно больше инструментов для взаимодействия с неговорящим ребенком, ну и это приложение –  отличный инструмент». Закупила в пандемию планшеты и дагестанская «Жизнь без слез». «Это стало для нас, для наших подопечных, настоящим спасением», – говорит Айшат Гамзаева.

Вместо тысячи слов?

Приложение «Аутизм: общение» – тот редкий случай, когда все профильные эксперты и специалисты единодушны: разработка полезна, удобна и способна в обозримой перспективе качественно изменить жизнь тысяч людей. Интересно, что среди родителей столь завидного единодушия не наблюдается. Опять же, пока. Аргумент «против» простой: электронный друг поработит ребенка, и без того питающего слабость к гаджетам, убив последние попытки говорить человеческим голосом.

Специалисты успокаивают: на самом деле, наоборот. Когда ребенок видит, что окружающие – любые, а не только мама – начали наконец-то его понимать, он получает мощную мотивацию для вербализации. Успех в построении коммуникации, обратная связь подводит человека к неочевидной ранее мысли, что он в принципе может быть услышан. «Мы работаем с людьми с множественными нарушениями психического развития, и многие ребята не используют речь вообще, – говорит методист, учитель-логопед Владимирской ассоциации родителей детей-инвалидов  “Свет” Анна Григина. – Я помню времена, когда мы искали картинки, пытались их ламинировать, они бликовали, это детей отвлекало… Уже тогда мы слышали о коммуникаторах и приложениях, но это всё было очень дорого. И всё же за эти годы мы смогли донести до родителей, что такие коммуникаторы не являются заменой речи, они могут только подтолкнуть к тому, чтобы в итоге речь появилась. Родители это поняли, и они готовы пробовать».

Большие надежды

В том, что приложение сможет изменить тысячи жизней, уверен, возможно, самый известный человек с РАС (расстройства аутистического спектра), профессор университета Адельфи (Нью-Йорк, США), член правления организации AUTISM SPEAKS, ученый, писатель, музыкант-самоучка, доктор Стивен Шор. Аутизм Стивена был диагностирован, когда ему было полтора года, до четырех лет мальчик не разговаривал, а врачи полагали, что столь тяжелом случае в принципе невозможна амбулаторная терапия.

Сегодня доктор Шор является одним из самых известных исследователей и спикеров на тему аутизма в мире. А еще – оценка новых девайсов ему дается даже проще, чем самым главным экспертам – мамам детей с РАС. «То, что появился первый русскоязычный коммуникатор для людей с аутизмом и то, что это приложение разработал “Наш солнечный мир” – это потрясающе, – говорит Стивен. – Одна из важнейших вещей, которую мы можем сделать для людей с аутизмом – это обеспечить им надежный и полезный инструмент для коммуникации. Если бы подобный инструмент существовал в то время, когда я сам был невербальным, моя жизнь была бы куда проще. Но в те времена не было ни организаций, подобных “Нашему солнечному миру”, ни таких коммуникаторов. И поэтому я рад возможности продолжить наше сотрудничество, направленное на то, чтобы счастливая и продуктивная жизнь людей с аутизмом стала правилом, а не исключением».

О Фонде «Истоки»

Фонд целевого капитала «Истоки» создан в 2013 году. В настоящее время относится к числу крупнейших фондов целевого капитала (эндаументов) в России, его активы превышают один миллиард рублей. Приоритеты Фонда – поддержка традиционных ценностей, охрана семьи, ответственного родительства и материнства, развитие науки, культуры, укрепление добровольческого движения. За 7 лет на проекты в названных областях Фондом было направлено 394,6 миллиона рублей. Ключевым реципиентом средств Фонда «Истоки» является Фонд Андрея Первозванного. Председатель Попечительского совета Фонда «Истоки» – общественный деятель, доктор политических наук Владимир Якунин.

О Центре «Наш Солнечный мир»

Центр «Наш Солнечный Мир» (solnechnymir.ru) — одна из первых организаций в России, занимающихся комплексной реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития. Центр был создан родителями детей с аутизмом и другими нарушениями в развитии в 1991 году и за 29 лет прошел путь от общественной организации к профессиональному реабилитационному центру — одному из самых эффективных в мире. На данный момент профессиональную помощь в Центре «Наш Солнечный Мир» еженедельно получают более 400 детей и молодых людей с нарушениями в развитии, а также их родители. Ежемесячно в центре проходят обучение и стажировку более 100 специалистов из разных городов нашей страны. За 29 лет работы помощь в центре получили десятки тысяч семей из России и других стран. В апреле 2020 года Центр «Наш Солнечный Мир» создал уникальную онлайн-программу сопровождения семей, воспитывающих детей с аутизмом и другими формами инвалидности, которая охватила уже более 2,5 тысяч человек.