Как подопечные фонда «Дети наши» провели новогодние праздники


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Новогодние праздники и последующие каникулы не только время долгожданного отдыха, но и период больших расходов. Без трат не обойтись: фейерверки, подарки, закупка продуктов.

Но гораздо труднее приходится семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Их отличительная черта – бедность – это следствие, а не причина целого клубка проблем. Родители в таких семьях часто сами из неблагополучных семей или из детских домов, они плохо представляют себе, как правильно должны складываться отношения с детьми. Им часто не к кому обратиться не только за помощью, но и за советом. А решать проблемы в одиночку всегда труднее, чем когда есть, с кем хотя бы поделиться. Из-за низкого уровня образования они плохо умеют распоряжаться деньгами, планировать бюджет. И обычно работают неофициально и за довольно низкую плату.

Фонд «Дети наши» с 2018 года помогает таким семьям восстановиться, поверить в свои силы и растить своих детей самостоятельно. Ведь слишком часто ребенка отправляют в детский дом из-за неприемлемых условий проживания. К отношениям в семье, любви и привязанности, это не имеет никакого отношения.

Социальные педагоги и психологи фонда «Дети наши», которые каждый день общаются с нашими подопечными семьями, рассказали о том, как те сумели самостоятельно справиться, оставшись одни в этот непростой период.

«У меня было две семьи, о которых я не переживал совсем. – рассказывает Игорь Семеоненков, социальный педагог фонда «Дети наши», – Но и остальные порадовали. Я был готов к звонкам во время праздников. С началом карантина у нас много новых семей появилось. Возможно, не поехал бы сразу к ним, попробовал решить проблему дистанционно. Но ожидал всякого, конечно».

В декабре сотрудники фонда стали объяснять подопечным, чего ожидать, о чем позаботиться в первую очередь, пытались предусмотреть возможные трудности и способы их преодоления.

Игорь ожидал (и боялся) запоев некоторых своих подопечных. Ведь праздник – это большое искушение.

«У меня есть одна семья, нетипичный случай. Пять детей, младшему из которых нет еще двух лет. Муж работает, а мать заботится о детях. У нее были проблемы с алкоголем. Из-за этого на них и обратила внимание опека. Постепенно проблему стараемся решить, и женщина давно не пила. Но я переживал, что в новогодние праздники может сорваться. К счастью, обошлось».

Еще Игорь волновался, что семьи неправильно распределят продукты и к концу праздников им будет нечего есть. Его опасения оправдались не полностью. На праздниках семьи не голодали. Но было очевидно, что свои возможности они не рассчитали, и после праздников у многих была потребность в продуктовых наборах.

Были и те, кто приятно удивил.

«Очень порадовался, узнав, что в одну из семей вернулась мама. Еще один нетипичный случай, обычно у нас с папами проблемы: и выпивают, и разводятся, и просто уходят. А тут мама пяти детей от года до восьми лет просто уходит на день, неделю или месяц. Когда мы познакомились с этой семьей, и муж, и дети сложно переживали эту ситуацию. Сначала мы думали, что мама просто уходит в запой. А оказалось, что у нее мужчина в соседней деревне, а еще тяжелая депрессия. Она избегала обязательств, а с ними мужа и детей. С женщиной работала психолог фонда. После праздников я узнал, что Новый год она провела дома и теперь снова видит свое будущее рядом со своей семьей».

Алина Лебедева, психолог фонда «Дети наши», больше всего переживала за эмоциональное состояние своих подопечных.

«У меня есть несколько семей, которые постоянно со мной на связи. Так как многие из наших подопечных не имеют никакой группы поддержки, для них очень важно иметь возможность встретиться или созвониться, чтобы просто поделиться своими проблемами и получить поддержку. Обычно мы созваниваемся стабильно не реже раза в неделю. И я переживала о том, как они продержатся почти две недели. Но они справились, чем очень меня порадовали».

Одна из подопечных фонда, из тех, кому нужна регулярная психологическая и эмоциональная поддержка, мама четырех детей, должна была родить пятого во время праздников. Поэтому Алина была готова к ее звонку, если понадобится поддержка или помощь.

«Праздники они пережили хорошо, — рассказывает Алина, — отец работал очень много в последнее время, почти без выходных. Сын «дождался» окончания праздников, и 13 января Игорь вместе с отцом ребенка забирал их с мамой из роддома. Отец раньше периодически уходил в запой, но испытание праздниками выдержал, заботился о беременной жене. А после рождения ребенка сорвался. Я надеюсь, что он вскоре вернется на работу и отношения в семье восстановятся. Но, конечно же, полностью быть в этом уверенной нельзя. Мы с мамой обсудили разные варианты развития событий».

Еще одна семья, которая всегда на связи с Алиной, мама и ее трое детей. С мужем женщина развелась, но через какое-то время они помирились и продолжили жить вместе. А прямо перед Новым годом он запил и ушел.

«Конечно, дети расстроились, что пришлось встречать Новый год без папы. Но теперь наша подопечная точно уверена, что больше мириться с ним не станет и не хочет, чтобы он возвращался. Сама она работает, и мы верим, что справится. Дети, конечно, переживают, но мама приняла очень взвешенное решение не препятствовать их общению с отцом, если, конечно, он сам захочет общаться. Такая сложная ситуация сложилась в праздники, но состояние мамы, когда я к ней приехала, скорее порадовало.

В общем-то все семьи скорее порадовали. Хотя не обошлось и без таких неприятных ситуаций. Папы, конечно, расстроили»

Опасения Надежды Барковской, социального педагога фонда «Дети наши», касались отопления. С начала пандемии количество семей, находящихся под опекой фонда, увеличилось вдвое, поэтому для многих это первая зима «вместе с фондом».

«В новых семьях через раз проблемы с отоплением, — рассказывает Надежда, — А мы отлично знаем, что неисправная печка – это повод изъять ребенка. Дома нужно утеплять целиком, чинить и менять печки, а сейчас – запасать много-много дров».

В одну из семей завезли в два раза больше дров, чем остальным. Печка у них в очень плохом состоянии, и в доме всегда так холодно, что они ходят в свитерах и в уличной обуви. Недавно поменяли пол, сейчас перешли на тапки, но теплую одежду не снимают.

«Им мы привезли много дров, потому что я понимала, если вдруг дрова закончатся, они пойдут их пилить. Это не шутка. Семья у них большая, мама с четырьмя детьми и ее новый муж, оба непьющие, но мама недавно потеряла работу».

Страхи Надежды по поводу продуктов не оправдались, семьи сумели грамотно распределить ресурсы на время праздников.

«Я переживала – ведь большинство наших семей – многодетные, – что детям будет нечего есть. Но обошлось.

Одна из семей – с пятью детьми, старшему из которых в этом году исполнится восемнадцать, а младшему – шесть. Отец приехал с вахты с хорошим заработком, а в том, что они смогут его правильно распределить, я не сомневаюсь, они старательные. Мама, хоть и не работает, но занимается хозяйством. У нее огород и свиньи, которых она разводить и продает. Планируют завести еще и кур».

Конечно, были и неприятные сюрпризы.

«Одну из семей, отца и троих детей, мы уже хотели выводить из-под опеки фонда, но за праздники на них свалилось сразу столько проблем, что и просто по-человечески их жалко.

Отец перед праздниками вернулся с вахты, а денег ему не заплатили. Обещали, но не заплатили. И это при том, что прямо в праздники семье пришлось сильно потратиться на похороны. А это и финансовые расходы, и, конечно, эмоциональное потрясение. Теперь непонятно, как им быть дальше, ведь неизвестно, заплатят ли вообще отцу за работу. Я очень близко к сердцу принимаю проблемы своих семей… Сейчас им, конечно, тяжело, мы снова с ними возвращаемся к продуктовой помощи. Но, я уверена, они справятся и быстро восстановятся».

Можно с уверенностью говорить, что наши подопечные семьи прошли испытание праздниками очень достойно. Были те, кто расстроил, в основном это касалось проблемы алкогольной зависимости. Но многие порадовали: сумели правильно распределить средства и продукты, оказались намного более эмоционально устойчивыми, чем опасались сотрудники фонда.

А самое главное, что ни у одной семьи не изъяли детей.

Фонд «Дети наши» системно занимается профилактикой социального сиротства.

Большинство детей в детских домах попали туда в том числе из-за материального положения семьи, то есть из-за бедности родителей. Но нельзя оценивать благополучие семьи исключительно с точки зрения материальных условий.

Поддержать кровную семью гораздо проще и эффективнее даже с экономической точки зрения, чем изъять ребенка из семьи и воспитывать его в детском доме. Что уж говорить о психологических травмах и проблемах, которые влекут за собой разрыв с привычным окружением, значимыми людьми и попадание в детский дом.

Ремонт печки стоит в среднем тридцать тысяч рублей, на содержание ребенка в детском доме выделяется от пятидесяти тысяч рублей в месяц. Во всем мире уже признали, что проще и эффективнее не допустить попадание ребенка в детский дом.

И мы в фонде «Дети наши» знаем, что семью проще сохранить, чем восстановить. И что ребенку нигде не будет лучше, чем дома.

Сейчас на попечении фонда более 80 семей.

Наши подопечные готовы бороться за будущее своих детей. Они – активные участники процесса, а не иждивенцы. Мы помогаем им развить активную жизненную позицию, научиться самостоятельно решать проблемы.

Семьи попадают к нам двумя способами. Первый – сотрудники опеки просят помочь, потому что видят, что ребенку хорошо дома, его любят и заботятся о нем, но из-за самых разных факторов семья находится на грани изъятия.

Второй способ – семьи сами обращаются в фонд, когда понимают, что детей могут забрать, а справиться самостоятельно, очевидно, не получится.

Мы работаем не со всеми. У нас есть методология оценки состояния и ресурсности семьи. Каждый шаг работы с семьей проходит по выработанной методологии, оформляются документы, составляется план по улучшению ситуации и прописываются шаги, которые должны предпринять сами родители.

С нашими подопечными работают психологи, социальные педагоги, юрист фонда. Они помогают семьям с детьми преодолеть жизненные трудности, выйти на устойчивый, стабильный уровень, чтобы родители могли сами воспитывать своих детей.

Продуктовая и вещевая помощь – только первый этап, за которым следует огромная системная работа.

«Я всегда очень радуюсь, когда вижу, как ситуация меняется в лучшую сторону, – говорит Игорь, – Это дает мне понимание, что я делаю правильное и нужное дело. Все начинается с первого знакомства, когда мы только устанавливаем контакт, это не всегда просто. Но, когда все получается, это сильно мотивирует. Каждое положительное изменение – это сильные эмоции».

Поддержите программу «Не разлей вода» фонда «Дети наши» и помогите нам спасти детей от попадания в детские дома!