Объединиться и не разочароваться: примеры партнерства НКО во время пандемии


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Объединиться и не разочароваться: примеры партнерства НКО во время пандемии  

Один важнейших из уроков, который преподал нам всем 2020 год: если даже что-то кажется невозможным, это не обязательно так. Благотворительные организации запускали новые программы вопреки кризису, успешно переходили в онлайн и объединялись во время призывов к изоляции. Пандемия не закончилась, и мы все осмысляем опыт, который успели приобрести, подстраиваясь под ее условия. 

На базе ассоциации «Все вместе» недавно начало формироваться сообщество НКО, помогающих людям в кризисных ситуациях. На одной из первых встреч участники разобрали несколько кейсов, о том как во время пандемии некоммерческие организации решали действовать вместе — и результат не разочаровал. Делимся ими, а также приглашаем всех на следующее собрание сообщества 27 апреля.

«Совместные сборы — это возможно»

Наталья Иванова, директор благотворительного фонда «Страна — детям»:

Сотрудничество с другими благотворительными организациями, совместное ведение подопечных приносит мне большое удовольствие. Это позволяет сблизиться с теми, кому мы помогаем. Так как «Страна — детям», как правило, не ведет пациентов длительно, а помогает с оплатой лечения, лекарств или обследований в экстренных ситуациях, то мы не всегда успеваем хорошо узнать семьи. Если параллельно им с чем-то еще помогает другой фонд, например, продуктами и вещами, юридическим сопровождением, то это отличная комплексная поддержка для семьи в сложный период.

Совместная помощь возможна! За последний год у нас было несколько историй успешного сотрудничества. 

Наш фонд пока не очень большой, в 2021 году нам исполняется три года. Если речь идет о покупке дорогостоящего лекарства, то как фонд незамедлительно помощи мы можем очень оперативно помочь оплатить начало лечения – чтобы ребенок не оттягивал прием жизненно важного препарата, но оплата всего курса для нас не всегда подъемна. Был такой кейс. Ребенок с очень редким заболеванием и в тяжелом состоянии лежит в больнице. Детей с таким диагнозом в России всего несколько человек, и для них не существует протоколов лечения ни в России, ни за границей. Врачи, опираясь на научные публикации, которые свидетельствуют об эффективности определенного препарата, проводят врачебный консилиум и назначают его. Это лекарство, к сожалению, не зарегистрировано в России, и оно дорогостоящее. Покупка одной ампулы обходится в сумму около 150 тысяч рублей, ее хватит на несколько недель. Родители смогут просить Минздрав о закупке препарата в случае его доказанной для этого ребенка эффективности, но на все формальности и доставку потребуется несколько месяцев. Мы поступили так: помогли с оплатой первой ампулы и сразу стали искать другие благотворительные фонды. Благотворительный фонд «Кораблик» согласился помочь и открыл сбор! То, что более крупный фонд подставил плечо — так здорово! 

Еще одна история началась, когда на сайте дружественного фонда я встретила фотографию знакомого ребенка. Сбор средств шел несколько месяцев. Я сверилась со своими записями и оказалось, что за помощью для этого ребенка к нам обращались год назад, но тогда средств у нас не было, и мы не смогли его взять. Всегда есть уверенность, что если ты не поможешь, то кто-то другой поможет… но прошел год! Фонд «Счастливый мир» открыл сбор несколько месяцев назад и собрал почти половину суммы. Требовалось около 80 тысяч рублей на ортезы. Кажется, что это не так много, но для подростков хуже идут сборы, как это ни прискорбно. Я сама позвонила в фонд и предложила помощь, на этот раз у нас были деньги. Мы сделали четырехсторонний договор, и мальчик получил ортезы.

«Я помогаю бездомными, и когда стоят холода, я плохо сплю»

Наталья Маркова, координатор организации «Друзья общины святого Эгидия»:

В Москве уже довольно давно, с 2010 года, существует неформальное объединение организаций, помогающих бездомным людям. Основанное изначально на личной дружбе и общем вдохновении, оно помогает нам и в достижении общих целей, связанных с решением проблемы бездомности. 

Во время пандемии очень ярко проявилась ценность постоянного обмена информацией и взаимной поддержки. Участники нашего сообщества и ресурсами друг с другом делились: средствами индивидуальной защиты, иногда  продуктами, помогали с размещением отдельных людей или с развозом еды. Хотя юридически никакого образования по-прежнему нет. 

В разгар первой волны мы как сеть общественных организаций, которые поддерживают людей без дома, сделали совместный видеоролик. В нем и руководители НКО,и волонтеры обратились к общественности все вместе, рассказали жителям Москвы, как можно помочь бездомным и где можно оставлять еду для них. Заборы возле мест, где до пандемии коронавируса раздавали питание,были помечены специальным знаком, чтобы неравнодушные горожане оставляли там продуктовые наборы, воду и средства дизенфекции. Мне кажется, это прекрасный пример оперативной совместной работы.

Мое внимание обычно поглощено текущей деятельностью, его не всегда хватает на общие проекты, на наше объединение. Например, когда начинаются холода (а это самое трудная пора для бездомных людей), я буквально плохо сплю, плохо себя чувствую, когда знаю, что наши друзья где-то бродят в холодной ночи. И на этом фоне, конечно, приоритетом становится конкретная помощь конкретным людям. Тем не менее, я верю, что взаимопомощь очень важна, и обмен опытом тоже.

В мае 2021 года мы проведем конференцию, на которую приглашаем вообще все организации, занимающиеся помощью бездомным. Я бы хотела, чтобы из этой конференции родилось такое всероссийское объединение.

«С одной стороны у меня были “орлы”, а с другой “волки”»

Лариса Безвербная, председатель правления фонда «Подари подарок»:

Про коллаборации в пандемию была интересная история. Наши основные подопечные — взрослые и дети с тяжелой инвалидностью, мамы-одиночки, одинокие бабушки. Основной механизм раньше был такой: люди заходят на сайт, выбирают семью, отмечают чем именно хотят помочь. Это приходит нам на склад, потом волонтеры доставляют помощь подопечным. Когда началась пандемия, у нас была (как и у всех) задача быстро перевести работу в онлайн-формат, а с учётом жёстких ограничений в передвижениях доставка  помощи была под угрозой.  Тогда я позвонила на горячую линию организации «Двуглавый орел», узнав, что у них есть свои волонтёры и все необходимые для перемещений пропуска! Они стали помогать нам с доставкой. В разных городах России приезжали к дарителям и отвозили подарки от них подопечным. Это откровение: когда есть конкретное хорошее дело — за него прям хватаются! Поэтому с одной стороны у меня были «Орлы», а с другой подключились тоже в качестве волонтеров «Ночные волки», байкеры.  Они до сих пор помогают нам  с доставкой помощи подопечным на отдельных акциях. 

Еще сотрудничаем с проектом «Помощь» Никиты Кукушкина. Наш фонд проводит очень тщательную проверку всех семей. Документы, личное общение. И оказалось, что для многих социальных проектов вот такие подопечные, которые проверены вдоль и поперек, представляют большую ценность. Так мы делимся с коллегами контактами людей, которым нужна помощь. И мы поддерживаем их по одному направлению, а другие НКО — по своему. И вместе мы сильнее.