RAEX составил рейтинг образовательного потенциала регионов в технической сфере
Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Фонда Андрея Мельниченко составило рейтинг регионов России по уровню реализации образовательного потенциала в естественно-математической и инженерно-технической сферах.
Рейтинг регионов стал заключительным элементом масштабного исследования «Кадры для новой экономики», в ходе которого RAEX оценил качество технического образования на всех этапах – от школ и образовательных центров до профильных вузов. Перед тем, как составить рейтинг регионов, RAEX весной 2021 года сформировал специальные рейтинги вузов и школ в естественно-математической и инженерно-технической сфере. Во многом на основании их данных и построен этот проект.
В ходе исследования специалисты собрали и проанализировали огромный массив информации: данные о 60 тыс. выпускниках школ, поступивших в лучшие технические вузы, сведения о результатах нескольких десятков ведущих олимпиад школьников, результаты анкетирования свыше 200 профильных университетов и данные Мониторинга вузов Минобрнауки.
«Линейка образовательных рейтингов RAEX до сих пор ограничивалась рейтингами вузов и школ, теперь же мы вышли на новый уровень, на котором оценивается образовательный потенциал регионов России. В данном случае – в естественно-математической и инженерно-технической сферах, имеющих особенно важное значение для научно-технологического развития страны, – поясняет генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков. – Новый рейтинг показывает, в какой степени регионы способны осуществлять качественную подготовку «технарей». Примечательно, в двадцатке лидеров 75% регионов приходятся на Приволжье, Сибирь и Урал».
«Сегодня на рынке труда наблюдается ярко выраженный дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно в наукоемких производствах. В таких условиях важна сквозная оценка всей системы подготовки «технарей» – от школьной скамьи до вуза. И исследование RAEX позволило нам увидеть объективную картину положения дел в школах, вузах и регионах в целом, – говорит Александр Чередник, исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко. – Рейтинги для работодателя – это мощное подспорье: мы понимаем, кто как готовит студентов и что нужно делать, чтобы укреплять кадровый потенциал».
Победителем рейтинга регионов России по уровню реализации образовательного потенциала в естественно-математической и инженерно-технической сферах стала Москва, вторую позицию занял Санкт-Петербург, на третьем месте расположилась Республика Татарстан. В топ-5 рейтинга также вошли Красноярский край и Свердловская область. Позиции с шестой по десятую заняли Новосибирская, Московская, Томская, Тюменская и Самарская области.
Лидеры рейтинга, Москва и Санкт-Петербург, показали наивысшие результаты по большинству критериев, измеряющих образовательный потенциал как в абсолютном, так и в относительном выражении. В двух столицах больше всего вузов из рейтингов в естественно-математической и инженерно-технической сферах. В них фигурирует сразу 19 вузов Москвы и восемь вузов Санкт-Петербурга, что ощутимо больше, чем в идущем следом Татарстане – в рейтинги вошло четыре вуза республики.
Татарстан, занявший третье место в рейтинге регионов, входит в топ-10 наиболее высоко оцененных регионов России по семи из восьми применяемых критериев. Исключение – показатель «Количество выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерного профиля, в пересчете на численность населения региона». Лидерами по этому параметру являются Тюменская область и Красноярский край, третье место поделили Томская область и Москва.
Концентрация в регионе сильных университетов имеет огромное влияние на образовательный потенциал. Большинство субъектов из топ-10 представлены в рейтинге 100 лучших вузов России RAEX как минимум тремя вузами – помимо двух столиц, это Томская область, Московская область, Татарстан, Самарская область и Тюменская область. Всего три участника топ-10 рейтинга представлены в RAEX-100 одним или двумя вузами – это Красноярский край, Свердловская и Новосибирская области. Из них наиболее высоко расположился в рейтинге регионов Красноярский край – 4-е место в итоговом списке. Главным образом, это объясняется высокими результатами школьников: по выступлению на олимпиадах молодежь Красноярского края занимает 4-е место в стране, а по удельным показателям успешности поступления абитуриентов в ведущие вузы страны – второе.
В публикуемом рейтинге образовательного потенциала регионов в технической сфере представлены все 85 субъектов федерации. В Центральной России в тройку лучших, помимо Москвы, вошли Московская и Воронежская области. На Северо-Западе наиболее высокую оценку получил Санкт-Петербург, второе и третье места с большим отставанием от лидера заняли Калининградская и Вологодская области. В Сибирском федеральном округе лучшие результаты отмечены у Красноярского края, Новосибирской и Томской областей. В Приволжском федеральном округе лидирующие позиции заняли Татарстан, Самарская область и Башкортостан. В Уральском федеральном округе первое место у Свердловской области, следом за которой идут Тюменская и Челябинская области. В Южном федеральном округе в топе оказались Ростовская область, Краснодарский край и Волгоградская область. Среди регионов Северного Кавказа наиболее высокую позицию занял Ставропольский край, в тройку лидеров также вошли Кабардино-Балкарская Республика и Северная Осетия. На Дальнем Востоке наиболее высокую оценку получили Республика Саха (Якутия), Приморский край и Бурятия.
Таблица.
Топ-30 рейтинга образовательного потенциала регионов в технической сфере
Место | Регион | Рейтинговый балл |
1 | Москва | 100,00 |
2 | Санкт-Петербург | 97,23 |
3 | Республика Татарстан | 83,01 |
4 | Красноярский край | 66,97 |
5 | Свердловская область | 65,32 |
6 | Новосибирская область | 63,74 |
7 | Московская область | 57,61 |
8 | Тюменская область | 55,22 |
9 | Томская область | 55,19 |
10 | Самарская область | 52,56 |
11 | Республика Башкортостан | 52,35 |
12 | Ростовская область | 45,34 |
13 | Пермский край | 43,28 |
14 | Нижегородская область | 40,99 |
15 | Челябинская область | 38,44 |
16 | Кемеровская область | 29,67 |
17 | Алтайский край | 29,67 |
18 | Республика Мордовия | 29,30 |
19 | Воронежская область | 27,96 |
20 | Удмуртская Республика | 26,32 |
21 | Ставропольский край | 26,02 |
22 | Краснодарский край | 25,37 |
23 | Калининградская область | 24,69 |
24 | Иркутская область | 21,89 |
25 | Ярославская область | 21,52 |
26 | Кировская область | 20,27 |
27 | Омская область | 20,11 |
28 | Белгородская область | 19,90 |
29 | Ивановская область | 19,71 |
30 | Чувашская Республика | 19,29 |
Источник: рейтинговое агентство RAEX.
***
Методологические подходы к составлению рейтинга
Оценка образовательного потенциала российских регионов велась по двум областям. Первая сфера – это математические и естественные науки (физика, химия, биология, фундаментальные науки о Земле и др.), вторая – широкий спектр инженерных направлений (энергетика, строительство, авиастроение, робототехника, лёгкая промышленность и др.). На место регионов в рейтинге влияли результаты деятельности вузов, а также школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов естественно-математического и инженерно-технического профилей.
Система критериев рейтинга содержит восемь показателей, часть из которых отражает масштаб деятельности и рассчитывается в абсолютных цифрах, а другая часть – в удельном выражении, для оценки эффективности результаты вузов и школ приводятся к численности населения субъекта федерации. Места в итоговом рейтинге распределяются на основании итоговых баллов субъектов РФ, определяемых суммой взвешенных оценок каждого участника по следующим критериям:
- количество призовых мест, занятых школьниками регионов в ведущих профильных олимпиадах;
- количество призовых мест, занятых школьниками регионов в ведущих профильных олимпиадах, в пересчете на численность населения региона;
- позиции школ региона в рейтингах школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов технического профиля;
- количество выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерно-технического профиля;
- количество выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерно-технического профиля, в пересчете на численность населения региона;
- позиции университетов региона в рейтингах вузов по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям;
- численность обучающихся в вузах регионов на профильных направлениях;
- численность обучающихся в вузах регионов на профильных направлениях, в пересчете на численность населения региона.