RAEX составил рейтинг образовательного потенциала регионов в технической сфере


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Фонда Андрея Мельниченко составило рейтинг регионов России по уровню реализации образовательного потенциала в естественно-математической и инженерно-технической сферах.

Рейтинг регионов стал заключительным элементом масштабного исследования «Кадры для новой экономики», в ходе которого RAEX оценил качество технического образования на всех этапах – от школ и образовательных центров до профильных вузов. Перед тем, как составить рейтинг регионов, RAEX весной 2021 года сформировал специальные рейтинги вузов и школ в естественно-математической и инженерно-технической сфере. Во многом на основании их данных и построен этот проект.

В ходе исследования специалисты собрали и проанализировали огромный массив информации: данные о 60 тыс. выпускниках школ, поступивших в лучшие технические вузы, сведения о результатах нескольких десятков ведущих олимпиад школьников, результаты анкетирования свыше 200 профильных университетов и данные Мониторинга вузов Минобрнауки.

«Линейка образовательных рейтингов RAEX до сих пор ограничивалась рейтингами вузов и школ, теперь же мы вышли на новый уровень, на котором оценивается образовательный потенциал регионов России. В данном случае – в естественно-математической и инженерно-технической сферах, имеющих особенно важное значение для научно-технологического развития страны, – поясняет генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков. – Новый рейтинг показывает, в какой степени регионы способны осуществлять качественную подготовку «технарей». Примечательно, в двадцатке лидеров 75% регионов приходятся на Приволжье, Сибирь и Урал».

«Сегодня на рынке труда наблюдается ярко выраженный дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно в наукоемких производствах. В таких условиях важна сквозная оценка всей системы подготовки «технарей» – от школьной скамьи до вуза. И исследование RAEX позволило нам увидеть объективную картину положения дел в школах, вузах и регионах в целом, – говорит Александр Чередник, исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко. – Рейтинги для работодателя – это мощное подспорье: мы понимаем, кто как готовит студентов и что нужно делать, чтобы укреплять кадровый потенциал».

Победителем рейтинга регионов России по уровню реализации образовательного потенциала в естественно-математической и инженерно-технической сферах стала Москва, вторую позицию занял Санкт-Петербург, на третьем месте расположилась Республика Татарстан. В топ-5 рейтинга также вошли Красноярский край и Свердловская область. Позиции с шестой по десятую заняли Новосибирская, Московская, Томская, Тюменская и Самарская области.

Лидеры рейтинга, Москва и Санкт-Петербург, показали наивысшие результаты по большинству критериев, измеряющих образовательный потенциал как в абсолютном, так и в относительном выражении. В двух столицах больше всего вузов из рейтингов в естественно-математической и инженерно-технической сферах. В них фигурирует сразу 19 вузов Москвы и восемь вузов Санкт-Петербурга, что ощутимо больше, чем в идущем следом Татарстане – в рейтинги вошло четыре вуза республики.

Татарстан, занявший третье место в рейтинге регионов, входит в топ-10 наиболее высоко оцененных регионов России по семи из восьми применяемых критериев. Исключение – показатель «Количество выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерного профиля, в пересчете на численность населения региона». Лидерами по этому параметру являются Тюменская область и Красноярский край, третье место поделили Томская область и Москва.

Концентрация в регионе сильных университетов имеет огромное влияние на образовательный потенциал. Большинство субъектов из топ-10 представлены в рейтинге 100 лучших вузов России RAEX как минимум тремя вузами – помимо двух столиц, это Томская область, Московская область, Татарстан, Самарская область и Тюменская область. Всего три участника топ-10 рейтинга представлены в RAEX-100 одним или двумя вузами – это Красноярский край, Свердловская и Новосибирская области. Из них наиболее высоко расположился в рейтинге регионов Красноярский край – 4-е место в итоговом списке. Главным образом, это объясняется высокими результатами школьников: по выступлению на олимпиадах молодежь Красноярского края занимает 4-е место в стране, а по удельным показателям успешности поступления абитуриентов в ведущие вузы страны – второе.

В публикуемом рейтинге образовательного потенциала регионов в технической сфере представлены все 85 субъектов федерации. В Центральной России в тройку лучших, помимо Москвы, вошли Московская и Воронежская области. На Северо-Западе наиболее высокую оценку получил Санкт-Петербург, второе и третье места с большим отставанием от лидера заняли Калининградская и Вологодская области. В Сибирском федеральном округе лучшие результаты отмечены у Красноярского края, Новосибирской и Томской областей. В Приволжском федеральном округе лидирующие позиции заняли Татарстан, Самарская область и Башкортостан. В Уральском федеральном округе первое место у Свердловской области, следом за которой идут Тюменская и Челябинская области. В Южном федеральном округе в топе оказались Ростовская область, Краснодарский край и Волгоградская область. Среди регионов Северного Кавказа наиболее высокую позицию занял Ставропольский край, в тройку лидеров также вошли Кабардино-Балкарская Республика и Северная Осетия. На Дальнем Востоке наиболее высокую оценку получили Республика Саха (Якутия), Приморский край и Бурятия.

 

Таблица.

Топ-30 рейтинга образовательного потенциала регионов в технической сфере

Место Регион Рейтинговый балл
1 Москва 100,00
2 Санкт-Петербург 97,23
3 Республика Татарстан 83,01
4 Красноярский край 66,97
5 Свердловская область 65,32
6 Новосибирская область 63,74
7 Московская область 57,61
8 Тюменская область 55,22
9 Томская область 55,19
10 Самарская область 52,56
11 Республика Башкортостан 52,35
12 Ростовская область 45,34
13 Пермский край 43,28
14 Нижегородская область 40,99
15 Челябинская область 38,44
16 Кемеровская область 29,67
17 Алтайский край 29,67
18 Республика Мордовия 29,30
19 Воронежская область 27,96
20 Удмуртская Республика 26,32
21 Ставропольский край 26,02
22 Краснодарский край 25,37
23 Калининградская область 24,69
24 Иркутская область 21,89
25 Ярославская область 21,52
26 Кировская область 20,27
27 Омская область 20,11
28 Белгородская область 19,90
29 Ивановская область 19,71
30 Чувашская Республика 19,29

Источник: рейтинговое агентство RAEX.

 

***

Методологические подходы к составлению рейтинга

Оценка образовательного потенциала российских регионов велась по двум областям. Первая сфера – это математические и естественные науки (физика, химия, биология, фундаментальные науки о Земле и др.), вторая – широкий спектр инженерных направлений (энергетика, строительство, авиастроение, робототехника, лёгкая промышленность и др.). На место регионов в рейтинге влияли результаты деятельности вузов, а также школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов естественно-математического и инженерно-технического профилей.

Система критериев рейтинга содержит восемь показателей, часть из которых отражает масштаб деятельности и рассчитывается в абсолютных цифрах, а другая часть – в удельном выражении, для оценки эффективности результаты вузов и школ приводятся к численности населения субъекта федерации. Места в итоговом рейтинге распределяются на основании итоговых баллов субъектов РФ, определяемых суммой взвешенных оценок каждого участника по следующим критериям:

  • количество призовых мест, занятых школьниками регионов в ведущих профильных олимпиадах;
  • количество призовых мест, занятых школьниками регионов в ведущих профильных олимпиадах, в пересчете на численность населения региона;
  • позиции школ региона в рейтингах школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов технического профиля;
  • количество выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерно-технического профиля;
  • количество выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерно-технического профиля, в пересчете на численность населения региона;
  • позиции университетов региона в рейтингах вузов по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям;
  • численность обучающихся в вузах регионов на профильных направлениях;
  • численность обучающихся в вузах регионов на профильных направлениях, в пересчете на численность населения региона.