Фонд «Анастасия» запустил грант на поддержку инклюзивных театральных проектов


В конце июня команда Благотворительного фонда «Анастасия» запустила грант на поддержку и развитие инклюзивных театральных проектов России в сфере детства, интеграцию детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в общекультурную среду. Для фонда это первый грант и первый опыт проведения подобных мероприятий.

Инклюзивный театр

Инклюзивный театр. Фото предоставлено фондом «Анастасия»‎

Участие в конкурсе принимали некоммерческие и неправительственные организации, научные, образовательные и культурные учреждения.

Соискателей оценивали более чем по двадцати критериям. Например: степень доступности культурных благ, новизна и оригинальность идей, охват целевой аудитории, в том числе географически, перспективы дальнейшего развития и информационная открытость. Полный список можно найти на сайте фонда.

Победителей объявили 15 сентября и уже через месяц организации приступили к реализации своих инициатив. 

Мы поговорили с Мариной Шамара, членом Попечительского совета фонда «Анастасия», о подготовке к проведению гранта, ключевых особенностях успешных проектов и ошибках, которые НКО могут допустить при участии в грантовых конкурсах.

Марина Шамара. БФ «Анастасия»

Марина Шамара. Фото предоставлено фондом «Анастасия»‎

— Грант для некоммерческих организаций. Что это такое и насколько актуально в наше время?

— Определение понятия «грант»‎ не трудное и последние годы не менялось. Это безвозмездная денежная помощь для реализации полезных обществу инициатив. Они крайне важны и актуальны в текущей системе развития российских фандрайзинговых организаций. 

В нашей стране огромное количество людей с большим сердцем, которые создают вокруг себя комьюнити, способное в любую минуту прийти на помощь нуждающимся. И для того, чтобы проекты этих организаций могли не только существовать, но реализовываться и развиваться, конечно, нужна финансовая поддержка.

— Получается, что без грантов сектору фандрайзинга не выжить?

Вы как-то резко сделали гранты главным фактором жизнеспособности некоммерческих организаций. Основной актив благотворительности — люди: волонтеры, неравнодушные, работники фондов и все те, кому свойственно думать об окружающих. 

Грантовая помощь — способ дать ресурсы и силы для роста благотворительного сектора.

Если и говорить о «не выжить»‎, то НКО не выжить без культуры благотворительности в нашей стране. Хотя последнее время уровень эмоционального отклика на чужую беду растет.

— Есть ли какие-то определенные критерии для НКО при получении грантов? Форма юрлица, наличие сайта, срок работы?

— Чётких стандартов, условного ГОСТа, для проведения грантовых конкурсов нет. У каждого своё положение о проведении, где прописаны все критерии. Конечно, есть очевидные условия, например: организация должна быть действующая, некоммерческая, результаты её деятельности можно увидеть, т.е. одних новостей на сайте в стиле «мы вот это сделали»‎ — не достаточно.

— Я скорее говорю о критериях, по которым конкурсный проект оценивают. Как оформить заявку, чтобы выиграть грант?

В этом случае сайт точно отходит на второй план. При участии в гранте важно показать, что вы видите проблему, разбираетесь в ней и понимаете как её решить. У нас попадались заявки, где все вроде красиво, но по ходу изучения понимаешь, что связи мыслей нет.

Например, одним из направлений деятельности на соискание гранта были проекты, цель которых — повысить степень доступности культурных благ, помогающих сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества, сохранить культурное наследие в равных условиях для всех граждан нашей страны.

Но комиссии попалась презентация, в которой организация-участник просто рассказала о проблемах доступности культурных благ. И всё. Сразу появился вопрос: так, а решать вы эту проблему как будете? 

Поэтому при подготовке заявки необходимо уделить внимание нескольким вещам: чётко сформулировать цели и задачи вашего проекта, описать, какие проблемы вы видите, и как вы их будете решать. 

Благотворительность начнёт эффективно работать, если мы будем говорить не эмоциями, а цифрами. В презентации проекта, когда будете говорить о проблеме, приводите аналитические данные, исследования и личные наблюдения. Цели должны быть конкретные, а не двусмысленные.

Всегда говорю коллегам: «Слайды в вашей презентации — это конструктор. Комиссия должна понять, для чего здесь каждый из них и после прочтения самостоятельно собрать всё в единую картинку»‎.

Если у вас есть вопросы по конкурсу — задавайте. Вообще, если собираетесь участвовать в гранте — сначала обсудите его всем коллективом и составьте список идей. Потом каждую проверьте на актуальность, опишите проблематику и уровень социальной значимости. После такой подготовки вам станет ясно, в каком направлении двигаться.

Больше о развитии благотворительных фондов и менеджменте НКО читайте в телеграм-канале Марины Шамара.