Ведущие специалисты в сфере искусства и инклюзии приняли участие в Арт-резиденции «Искусство быть»


В рамках проекта «Искусство быть» в Арт-резиденцию для художников со всей России были приглашены ведущие эксперты в сфере искусства и инклюзивной культуры.

Вебинары носили не только лекционный характер, но и включали открытый диалог среди участников.

Всего в Арт-резиденции приняли участие 50 лучших художников страны.

«Искусство быть» — один из проектов благотворительного фонда «Гольфстрим». Проект «Искусство быть» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В этом году стартует третий цикл проекта, который будет представлен на трех площадках:

  • Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»;
  • Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
  • Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина.

Тема этого года – Искусство быть: Запредельно близко

Эксперты познакомили художников с процессом организации выставок и интеграции художественных работ, а также с особенностями работы в инклюзивной среде.

Анастасия Чекрыжова – сотрудница отдела специальных программ Третьяковской Галереи провела вебинары на тему: «Помимо выставок: художник и музейное образование».

«Обсуждение концептуальной составляющей музейного образования неразрывно объединено с анализом художественных проектов, которые имеют под собой образовательное начало: проект Whose Values Барбары Крюгер, MoMA Poll Ханса Хааке и Earth Speaker Олафура Элиассона. Именно эти примеры вошли в основу лекционной части для художников», — рассказала Анастасия Чекрыжова. Также она поделилась, зачем художнику участвовать в образовательных программах музея и через какие медиумы и для какой аудитории это можно сделать.

Злата Адашевская – художественный критик, искусствовед, автор «Художественного журнала». Злата Адашевская провела вебинар на тему: «Субъективное/индивидуальное восприятия на примере теоретических и художественных концепций американского модернизма». Важной составляющей лекции стала отсылка к способам работы самых заметных скульпторов и художников XXI века, для которых этот фактор тоже играет решающую роль. У художников появилась возможность находиться в диалоге уже с реализованными работами, которые проблематизируют тему проекта этого года, и переосмыслить свои идеи художественных проектов уже относительно инклюзии.

Ирина Скуратовская – практикующий психолог, психотерапевт, специалист по инклюзии БФ «Гольфстрим». «На занятиях с художниками мы говорили об инклюзии, её широком и узком понимании, основных условиях, необходимых для создания и развития инклюзивной культуры, принципах, используемых в инклюзивном подходе. Вместе с участниками арт-резиденции мы рассуждали о возможностях и трудностях, перспективах развития инклюзии в нашей стране. Также на одной из встреч художники знакомились с понятием «особое восприятие», пытаясь понять природу этой «особости»: говорили о том, что нужно учесть при создании арт-объектов и арт-проектов, чтобы сделать их максимально доступными для восприятия разными людьми с разными особенностями.

Алёна Карбасова – музеолог, социолог искусства, специалист по инклюзии БФ «Гольфстрим».

«Мы провели встречу «Музей как пространство социализации. Успешные инклюзивные практики». Выставочное пространство каждого цикла проекта «Искусство быть» — должно быть тотально инклюзивным.  Художникам, многие из которых примут участие в создании параллельной программы к выставкам, важно понимать, как достичь этой инклюзивности, какие форматы мероприятий можно использовать, а главное, посмотреть на реальных примерах, что уже успешно реализовано в музеях России. По словам художников, встреча стала вдохновляющим трамплином к доработке своих арт-объектов и внесению изменений в заявленные проекты.

Алиса Николаева – куратор третьего цикла проекта «Искусство быть», культуролог, координатор выставочных проектов галереи pop/off/art. Куратор провела несколько организационных встреч с художниками, включающих обсуждение темы выставочного проекта этого года, культурных и технических особенностей площадок, образовательной программы. Помимо этого, куратор организовала portfolio-review, где каждый художник представил идею своего проекта и задал вопросы экспертам фонда до официальной подачи проекта на общий конкурс. Алиса Николаева также провела онлайн-семинар на тему: «Частная галерея: принципы работы с художниками», способствующий росту профессиональных компетенций художников и включению их в арт-сообщество.

Подробнее о проекте: https://golfstreamfond.ru/project/iskusstvo-byt/