Эксперты обсудили вопросы образования, занятости и отдыха инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

29 июля 2022 года состоялась конференция «Итоги первого полугодия реализации межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования, отдыха, профориентации и занятости для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». В мероприятии приняли участие представители органов власти в области образования и социальной защиты, общественных организаций и НКО из 81 региона, а также руководители 150 высших учебных заведений. 

Эксперты обсудили ход реализации межведомственных планов, выявили проблемы и риски, а также внесли предложения по расширению инклюзивной среды для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Понятие «инклюзивное образование» было введено в 2012 году с принятием нового закона «Об образовании». С этого времени в стране проводиться работа по повышению доступности и качества образования для людей с инвалидностью и ОВЗ совместно с теми, кто не имеет ограничений по здоровью.

По словам заместителя Министра Просвещения РФ Дениса Грибова, результатом реализации планов стала разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для доступного образования обучающихся с ОВЗ, разработка адаптированных образовательных программ дошкольного, начального и основного образования, увеличение числа ребят с инвалидностью, получающих образование до 503, 3 тыс. человек в 2021/22 учебном году.

В этом году Минпросвещения разработало модель инклюзивной образовательной организации для детей с ОВЗ. Она включает систему оценки и способы финансового обеспечения мероприятий, направленных на создание специальных условий образовательной среды. Мониторинг оценки условий инклюзивного образования в школах планируют протестировать в российских регионах уже в ноябре текущего года. «Разработаны методика и инструментарий определения нормативных затрат на организацию общего образования и обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп. В мае текущего года в семи субъектах РФ указанная методика была апробирована, до конца августа мы направим ее в субъекты РФ для учета в работе», — поделился Денис Грибов.

По словам детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, для скорейшего перехода к полной инклюзии необходимо налаженное межведомственное взаимодействие. Она отметила недостаточную оснащенность образовательных организаций медицинскими кабинетами, которые позволили бы обучаться людям с инвалидностью, зависимым от медицинских процедур. Это приводит к тому, что многие обучаемые дети вынуждены оставаться на домашнем обучении. Также уполномоченный по правам ребенка предложила расширить набор в ВУЗы и ввести льготы на поступление по редким специальностям: сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, дефектолог. «Необходимо обновить и актуализировать список профессий, которые будут соответствовать и желаниям людей с инвалидностью, и обеспечат им максимальную самостоятельность во взрослой жизни. Чтобы человеку, который хочет расписывать лаковые миниатюры не предлагали отучиться на бондаря», – отметила она.

Сейчас в стране насчитывается 4 320 000 инвалидов трудоспособного возраста, из них работает только четвертая часть. «Очень важно помогать людям с инвалидностью и ОВЗ в профориентации и трудоустройстве», – сказал в ходе конференции заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко. «Например, мы изменили суть понятия «квота для трудоустройства инвалидов». Теперь это не просто выделение рабочих мест под трудоустройство, а заключение трудовых договоров с людьми, имеющими инвалидность».

Председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко предложила прекратить практику регионов по принятию собственных нормативно-правовых актов в образовании в разрез с действующими. «Многие регионы указывают восемь часов надомного обучения, что не соответствует федеральным нормам, и часто выводят детей на надомное обучение. Реализация межведомственных комплексных планов поможет навести порядок в этой сфере», – заключила она.

Проблему инклюзивного образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), которые в большинстве регионов обучаются на дому и часто формально, не получают профессионального и дополнительного образования, подняла председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова. По ее словам, для детей с ТМНР необходимо реальное межведомственное взаимодействие.  «В межведомственных комплексных планах дети с ТМНР вообще не выделены отдельно. Фактически мероприятия для детей с ТМНР и обучение педагогов по программе «Комплексное сопровождение обучающихся с ТМНР» предусмотрены только в Санкт-Петербурге», – отметила она.

Анна Битова предложила нормативно закрепить понятие «тяжелые множественные нарушения развития», нормативно подкрепить вопросы образования дошкольников и школьников и ТМНР, сопровождать семьи, воспитывающие детей с серьезными интеллектуальными нарушениями и ТМНР и начать готовить специалистов по работе с детьми и взрослыми с ТМНР и их семьями.

«Необходимо создать межведомственную рабочую группу при Минпросвещения России и подготовить предложения для внесения дополнений в межведомственные комплексные планы, а также   подготовить рекомендации в адрес исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по созданию условий развития качественного образования для людей с ТМНР», – заключила Битова.