Как игры помогают детям-сиротам учиться?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На то, как учится ребенок, сильно влияет его окружение. Если родители или воспитатели каждый день интересуются, как дела в школе, помогают с уроками, то ребенок чувствует поддержку и учеба дается ему легче. А равнодушие со стороны взрослых к учебе породит и его собственное равнодушие.

В силу совокупности причин социального характера учеба в школе не в приоритете у воспитанников детских домов. А поскольку они плохо ориентируются в реальности вне своего учреждения, им еще и сложно понять, куда применить полученные в школе знания, потому что они кажутся сильно оторванными от реальности. Вероятно, поэтому среди всех выпускников детских приютов только 2% поступают в вузы.

Почему дети не учатся?

Причины могут быть самыми разными. Для детей из детских домов актуальны следующие.

Нет мотивации. Зачем учить таблицу умножения? Зачем читать «Войну и мир»? Зачем учить столицы других стран? Чтобы быть грамотным и эрудированным. А зачем быть грамотным и эрудированным? Чтобы взяли на хорошую работу, например. А зачем нужна хорошая работа? 

Если ребенку ответить на все «а зачем», то это его, вероятно, замотивирует. Но в детских домах играть в эту игру со школьниками у воспитателей нет времени. Поэтому дети не понимают, зачем им это нужно и механически выполняют то, что от них требуют, без всякого интереса. Как только от них требовать что-то перестают, необходимость учиться тоже отпадает.

Нет связи знаний с реальным миром. Когда в начальной школе ребенок научился вычитать и складывать, мама может отправить его в магазин за хлебом и попросить внимательно сосчитать сдачу, чтобы его не обманули. Так он начнет использовать полученные знания в жизни.

Сиротам, большую часть времени проводившим в приютах, не всегда выпадает шанс применить знания на практике. Поэтому для них вся информация остается абстрактным набором букв и цифр, никак не связанных с их жизнью. Получается, что ребенок ни сам не может узнать, зачем ему это нужно, ни ответ на свои вопросы не получает.

Однообразие в учебе. Школьные уроки могут превратиться в рутину: выучить правило, решить пример, получить домашнее задание и далее по кругу. Такой ритм никак не повышает желание учиться. 

Уроки можно разбавить интерактивными заданиями или играми. Фонд социального развития «Полдень» как раз и ищет способы, как сделать учебу интереснее и еще познавательнее. С этой целью команда фонда создала игровой образовательный курс «Россия начинается здесь» (подробнее в презентации)

Как мотивировать учиться через игру?

Игра решает сразу несколько проблем: она вызывает интерес к процессу, поощряет любознательность, дает понять, как использовать свои знания на практике.

Курс «Россия начинается здесь» состоит из 10 игр и связывает школьную программу по географии за 8-11 класс с историей, обществознанием, объединяя их со знаниями в области социологии, экономики и культурологии.

Многие не любят эти предметы в школе, потому что они кажутся оторванными от жизни. А в нашем курсе мы учим применять полученные знания на практике. Так, дети  на игровых занятиях изучат все регионы России найдут ответы на разные вопросы:

  • почему лучше узнать, в каком регионе живет коллега, прежде чем звонить ему;
  • где в России можно увидеть Северное сияние;
  • какие специалисты востребованы в разных регионах
  • и многое другое.

Еще дети научатся работать в команде, вести переговоры и договариваться, выражать свое мнение и не бояться его отстаивать. 

Курс стартовал в сентябре при поддержке Фонда президентских грантов. В нем примут участие около 420 подростков из 14 регионов, 65 волонтеров и кураторов.

Вы тоже можете стать волонтером фонда, заполнив анкету, и вместе с нами мотивировать подростков исследовать этот мир.