В Москве состоится премьера благотворительного спектакля «Не могу приехать. Цветет миндаль» к 90-летию поэта Андрея Вознесенского


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Премьера спектакля-посвящения Андрею Вознесенскому «Не могу приехать. Цветет миндаль» состоится 17 мая на Большой сцене ДК им. Зуева. Главные роли в постановке, посвященной 90-летию великого поэта, исполнят: Павел Артемьев, Дарья Повереннова, Роза Хайруллина, Наталья Ноздрина и другие. Режиссер спектакля – Роман Шаляпин. 

Центр Вознесенского к 90-летию поэта готовит большую программу, которую откроет выставка «Вознесенский Еще», основанная на архивных и художественных материалах. В рамках открытия пройдет читка пьесы «Не могу приехать. Цветет миндаль», а 17 мая состоится премьерный показ одноименного спектакля Романа Шаляпина.

«В процессе создания выставки у нас появилось много новых материалов о творчестве поэта. Наш коллектив в хорошем смысле был «инфицирован» творчеством Вознесенского. Спектакль о нем рождался долго, непросто, но я рада, что он обрел свою форму» — говорит директор Центра Вознесенского Ольга Варцева.

«В пандемию мы делали онлайн-чтения поэзии с известными актрисами, и Дарья Повереннова, которая в нашем спектакле играет Зою Богуславскую, совершенно незабываемо прочитала два произведения Андрея Вознесенского, — рассказывает сооснователь, президент БФ «Бюро Добрых Дел» Анна Чупракова. — Настолько сильно это было, что мы задумались о благотворительном вечере в формате чтений по Вознесенскому, с этой идеей мы вышли к Центру Вознесенского и нашим партнерам компании Vos’hod, и в итоге она переросла в полноценный спектакль».

Весной 1963 года Вознесенскому предложили провести вечер поэзии в Большом зале Московской консерватории. Для молодого автора это была неслыханная честь, билеты раскуплены в миг. Находясь на седьмом небе от счастья, Вознесенский уехал. Его супруге Зое Богуславской постоянно названивали из консерватории и спрашивали, когда же поэт явится на репетиции. За два дня до выступления Богуславская получила от мужа телеграмму: «Милая, не могу приехать. Цветёт миндаль». Назревал скандал: на концерт молодого поэта собирались прийти пианисты Святослав Рихтер, Генрих Нейгауз и другие представители музыкальной элиты. Ситуацию спасла Зоя Борисовна. Она позвонила мужу и произнесла единственную фразу: «Если ты не прилетишь, забудь моё имя». Поэт тут же всё бросил и прилетел.

Режиссер Роман Шаляпин называет постановку «спектаклем-презентацией», который существует в «биополе искусств». Здесь слово рождает архитектуру,  звук выражается формой, цвет становится движением, а Пастернак –  современником Лермонтова. Из поэзии и событий жизни Андрея Вознесенского строится дом, в котором каждый элемент глубоко символичен. «Он был архитектором, выпускником МАРХИ, поэтому мы выбрали образ дома. В нем колонны — это друзья, его опора. Фундамент – тот пласт, который питает Вознесенского  — поэзия Пастернака и Маяковского. Стены – символ власти, которая сдерживает его», — поясняет он.

Во время работы над спектаклем творческая группа смогла пообщаться с людьми, которые лично знали Андрея Андреевича – с ученым и публицистом Георгием Трубниковым, специалистом по творчеству поэта, Генриеттой Перьян, фотографом и оператором, которая снимала выступления Вознесенского и создала визуальную летопись его жизни.

«Андрей Вознесенский был гораздо больше, чем поэт-шестидесятник. Он был визионером: в спектакле его видение нашей реальности, беспокойство о сегодняшнем дне, предчувствие непростых времен тоже найдут отражение» — отмечает Ольга Варцева.

Стихи и публицистика поэта вплетаются в ткань повествования. Так, стихотворение «Я в Шушенском» рождается из диалога Вознесенского с Хрущевым в Кремле, а в финале звучат строки из «Пожара в Архитектурном». В спектакле будут и песни на стихи Вознесенского, кроме того, специально для постановки композитор Олег Васенин пишет новые композиции.

Роль молодого поэта сыграет Павел Артемьев. «Я искал актера, который обладал бы артистической дуальностью — и вокальными и драматическими данными. Пашу я видел в спектаклях Светланы Земляковой «Бабушки» и «Петр и Феврония Муромские». Когда стали искать, кто бы мог сыграть эту роль, выбрал его», — рассказал Роман Шаляпин.

«Мне близка поэзия шестидесятников — времени, полного надежд. К тому же, в нескольких спектаклях я как раз читал стихи Андрея Вознесенского. Связь с его поэзией у меня уже выстроилась, но в этой постановке она будет куда прочнее, — комментирует Артемьев. — Тот образ, который предложил Рома, уже сложился: это будет путешествие по внутреннему миру человека, вместилищу его духа».

Премьера спектакля состоится на Большой сцене ДК им. Зуева. Рассказывая о выборе площадки, Ольга Варцева говорит о главных театральных адресах поэта – Театре на Таганке, где шли спектакли «Антимиры» и «Берегите ваши лица», и Ленкоме, где вот уже больше сорока лет с неизменными аншлагами идет «Юнона и Авось» на стихи Вознесенского: «Хочется надеяться, что новый спектакль повторит судьбу «Антимиров», которые шли почти тысячу раз, и найдет свой дом в одном из московских театров».

Все средства, полученные от продажи билетов на спектакль, будут направлены на программы фонда «Бюро Добрых Дел». «Спектакль очень глубоко затрагивает тему дома, самую сложную для наших детей. Собранные средства будут направлены на проекты фонда, а также на формирование целевого капитала, благодаря которому еще долгие годы проекты для ребят из детских домов будут обеспечены стабильным финансированием, — отмечает Анна Чупракова. — Нам важно разными форматами мероприятий рассказывать зрителям и участникам о том, что важно помогать подросткам в детских домах, которые имеют низкие шансы на семейное устройство, и как это делать наиболее эффективно, чтобы они начали успешную жизнь в социуме. Купить билет на наш спектакль — означает внести свой вклад в изменение жизни детей».

18+

Билеты: https://bdd-2023.timepad.ru/event/2371985/#register

Продолжительность: 1,5 часа