Продолжай пришпоривать бегущую лошадь…


Реформа законодательства об НКО продолжается — и это главная характеристика ситуации с правовым положением неправительственных организаций России на начало 2010 года. Если чуть глубже вникнуть в детали, становится понятно, что не все так позитивно, последовательно и устойчиво, но и о смерти надежды говорить рано.

Дмитрий Медведев в течение двух лет, начиная со своей предвыборной кампании, последовательно подает сигналы о смене государственной политики в отношении НКО. Если в 2006 — 2008 годах эксперты говорили о настоящем давлении на третий сектор с помощью росрегистрации (особенно сильно эта кампания затронула получателей иностранного финансирования), то теперь акцент сместился на декларируемую поддержку НКО, занимающихся полезным делом.

При этом особое внимание контролирующих органов к иностранным неправительственным организациям и получателем их средств по-прежнему сохраняется.

А потому возникают вопросы: не является ли такое доброжелательное отношение к «социально ориентированным» НКО просто другой, «светлой» стороной той же политики?

Подчеркнутое расположение и поддержка госресурсами части НКО — не свидетельство ли старой как мир игры в доброго и злого полицейского? Ответов пока нет. Высокая неопределенность вокруг будущего положения НКО в политической системе России сохраняется.

Московский конноспортивный клуб инвалидов

Благотворительная общественная организация "Московский конноспортивный клуб инвалидов" практикует иппотерапию

Спецучет «иностранцев» и их «партнеров»

Основные направления государственного контроля над деятельностью иностранных НКО и российских партнеров, получающих от них денежные средства, были введены в первой половине 2000-х годов.

Учет иностранного финансирования в ежегодных отчетах НКО выделен специальным блоком в утверждаемых Минюстом формах. В соответствии с соглашением между Минюстом и Росфинмониторингом, выполняющим функцию финансовой разведки, полученные сведения о таких НКО передаются территориальными органами Минюста в окружные управления Росфинмониторинга.

Категорическое противодействие упрощению регистрации общественных объединений и отказ от де-факто разрешительной системы регистрации НКО — еще одно свидетельство определенной преемственности политики.

В прошлом году вновь на первый план вышел пресловутый правительственный перечень международных и иностранных неправительственных организаций, гранты которых не облагаются российскими налогами. Список с начала 2009 года сократился до 12 пунктов, как в него попасть, до сих пор непонятно и почти никому не удалось. Налоговая служба настойчиво продвигает идею, что любое получаемое из-за рубежа финансирование отныне освобождается от налогов только по этим пунктам, а значит, основной поток иностранных денежных средств для российских НКО подлежит, по ее мнению, налогообложению.

Наиболее крупные получатели иностранного финансирования в последние два года ощущают на себе усиливающееся внимание контролирующих и правоохранительных органов, все чаще практикующих индивидуальный комплексный подход.

Резко повышенные несколько лет назад требования к этой категории НКО изменению не подлежат, в план реформируемого законодательства они не включены.

Пока нет однозначного понимания, повлиял ли этот фактор на то, что одни иностранные благотворительные организации поставили под сомнение свои стратегические цели в России или вовсе «ушли» из нашей страны (фонд Макартуров, институт «Открытое общество», Фонд при Канадском посольстве), а другие резко сократили активность (фонд Форда, программа MATRA посольства Нидерландов).

Режим наибольшего благоприятствования для социальной ориентации

Протяни руку помощи

Акция в помощь детям с врожденным пороком сердца "Протяни руку помощи" в рамках программы "Линия жизни"

Совсем иное отношение власти демонстрируют к остальным НКО, коих, безусловно, подавляющее большинство.

  • Вот-вот будут приняты новые административные регламенты по регистрации НКО и контролю над ними, требования которых ощутимо мягче прежних. Вслед за ними Минюст должен принять новые упрощенные формы отчетности НКО.
  • Уже несколько месяцев действуют поправки в законодательство, вводящие процедуру приостановления регистрации НКО, целью которой было снижение числа отказов в регистрации по формальным основаниям.
  • Федеральный закон о защите прав юридических лиц наконец распространен и на некоммерческие организации. Тем самым все планы проверок НКО Минюстом отныне согласуются с органами прокуратуры, а проводиться могут не чаще раза в три года (раньше могли ежегодно).
  • С этого года на себе ощутят снижение административного давления так называемые «малые НКО» с годовым бюджетом менее 3 млн рублей. Им не нужно будет заполнять сложные формы отчетности. Поправки, правда, не относятся к получателям хоть одного рубля из-за рубежа — такие отчитываются на общих основаниях.
  • Появится в текущем году и возможность сдать отчет в Минюст через интернет.
  • В ближайшее время по предложению президента депутаты расширят перечень объектов, могущих быть предметом пожертвования. Если раньше статья 582 ГК РФ включала только вещь или права, то теперь пожертвовать можно будет работы и услуги.
  • Изъять из налогообложения предложено и социальную рекламу.
  • Ну и, наконец, внесением в закон об НКО новой статьи о социально ориентированных организациях планируется открыть возможности по широкому использованию властями НКО в виде аутсорсинга и объекта различного рода .

Основной площадкой реформы законодательства по распоряжению Дмитрия Медведева объявлена рабочая группа под руководством замглавы президентской администрации Владислава Суркова. Она в конце прошедшего года вышла на неплохой режим работы. Интересы третьего сектора в ней лоббируют новые члены Совета по правам человека при президенте, а роль разработчиков нормативных положений играют экспертный совет и созданный осенью 2009 года клуб юристов НКО, состоящие из пары десятков ведущих теоретиков и практиков разной степени «радикальности» взглядов. Весьма активную и при этом позитивную для НКО позицию занимает Минэкономразвития. При заявленных на 2010 — 2011 годы планах изменения законодательства, наметившемся «межсекторном» рабочем взаимодействии и возможностях отслеживать, как принятые изменения влияют на правоприменительную практику, созданный механизм имеет неплохой созидательный потенциал.

На уровне «земли»

Тенденция сокращения численности зарегистрированных НКО, продолжавшаяся в 2006 — 2008 годах, судя по ощущениям (официальной статистики пока нет), по итогам прошедшего года прекратилась. По сообщениям Минюста, в некоторых регионах (Алтайский край) произошел даже резкий рост числа новых организаций. Тем не менее в некоторых регионах (в первую очередь Санкт-Петербург и Ленинградская область) консервативная политика регистрации НКО сохранилась без изменений.

Давно работающие организации успели адаптироваться к новым требованиям, «стресс» 2007 — 2008 годов прошел.

За счет перераспределения функций, акцентов и приоритетов, за счет внесенных изменений в учредительные документы, пройдя через плановые проверки, многие из них повысили стандарты делопроизводства, стали более устойчивыми.

Татр "Пиано"

Нижегородский театр "Пиано" для детей, лишенных слуха

Обнаружились, однако, и новые вызовы. Усилилась практика налоговых органов по внесудебному исключению НКО из реестра юрлиц в связи с несдачей бухгалтерской отчетности и отсутствия движения по счетам (Воронеж, Екатеринбург, Башкирия). Видимо, коснулась такая «чистка» не столько НКО, сколько коммерческих организаций, и связана с политикой ФНС снизить массив «мертвых» юрлиц в реестре. Нет возражений против такой политики в отношении «коммерсантов», создаваемых в целях извлечения прибыли. Но она все же недопустима в отношении НКО, для которых финансово-хозяйственная деятельность вовсе не условие достижения их социально полезных уставных целей.

В некоторых регионах (Санкт-Петербург, Липецк и со своей спецификой Москва) произошел всплеск недовольства НКО в связи с принятием поправок в закон о конкуренции, который поставил НКО, занимающие офисы в муниципальных зданиях, наравне с коммерческими организациями перед необходимостью участия в аукционах на право заключения договора аренды. В итоге в этой части поправка была дезавуирована, а взамен возникла идея введения понятия той самой «социально ориентированной» НКО, могущей получить льготу от федеральной и/или региональной власти.

В конце января 2010 года в два раза поднялась госпошлина на регистрацию НКО (до 4 тысяч рублей) и внесение изменений в учредительные документы и реестр юрлиц (до 800 рублей). С учетом растущих нотариальных услуг прямые расходы на регистрацию новой НКО увеличиваются до 6 — 7 тысяч рублей, которые не вернутся в случае отказа в регистрации. Это, безусловно, еще выше поднимает «порог входа» в некоммерческую деятельность.

Доказать выгоду новой роли

Обобщая, можно уверенно сказать, что государственная политика в отношении НКО переживает период очередной трансформации. Очевидно, что некоторые ее консервативные элементы в стиле преемственности real politik сохранятся. Однако происходят и определенные улучшения, возникают новые стимулы развития НКО, чутко воспринимаемые на земле, появляются гражданские лидеры и новые лоббисты интересов сектора.

В судах в прогрессии растет количество дел НКО, вызывая спрос на квалифицированное участие юристов, формирующих практически в пустующей нише чрезвычайно важную позитивную судебную практику.

Положение НКО все еще остается в федеральной повестке дня — о них президент говорил и в федеральном послании, отвечать за изменяемое законодательство он доверил замглавы своей администрации. Однако остается ощущение, что пока это декларации намерений и политические сигналы, адресованные либеральной общественности России и Запада. Основная интрига заключается в том, как долго эти сигналы будут подтверждаться словами и решениями и насколько мощным станет третий сектор, чтобы не дать власти включить задний ход. Успеет ли он продемонстрировать власти выгоду от своей новой роли и поднять политическую цену вопроса настолько, чтобы закручивание гаек вновь было нецелесообразным. Учитывая, что план реформы законодательства об НКО прописан на два ближайших года, а президентский срок заканчивается в 2012 году, у неправительственного сектора не так много времени.

Внесенный Президентом России проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» прошел в январе 2010 года первое чтение в Государственной думе РФ.

Leave a Reply