Тупик любви. Почему не выходит умная помощь сиротам


На днях ко мне одновременно обратилось несколько общественных организаций, курирующих детские дома. С одной и той же проблемой: после того как эти НКО перестроились и вместо подарков стали приносить детдомовцам знания, сироты отказались сотрудничать. Дети саботируют новые проекты, потому что привыкли получать дары. Мало того, вслед за детьми сотрудничать с добровольцами отказываются и в администрации учреждений. Здесь тоже испугались чего-то нового и неизвестного.

Дети-сироты

Многие волонтёры и НКО поняли наконец, что фальшивые заигрывания и набеги в детский дом с дарами и подношениями не делают детей лучше. Скорее — делают даже хуже, потому что на выходе из детского дома воспитанники остаются не приспособленными к самостоятельной жизни иждивенцами.

И вот привычные схемы рухнули, но желание что-то изменить и сделать процесс работы с детьми более созидательным осталось, конечно. Волонтёры бросились придумывать проекты, направленные на образование и подготовку сирот к взрослой жизни. Однако ключа к изменению детдомовской системы по-прежнему нет.

Да, у организаций появилось новое видение проблем социального сиротства и способов их решения. Однако при этом НКО не знают, как это видение применить в на деле. У них нет плана работы с сиротскими учреждениями, скорее всего нет договоренности с вышестоящей организацией, да и директор детского дома не в курсе новых веяний. Привычный шаблон сотрудничества его устраивал. А теперь появилось много вопросов: кто и когда будет проводить занятия, о чём они будут, как будут влиять на детей? Какие темы будут затрагиваться? Не будет ли волонтёрская образовательная программа дублировать то, что уже делает сама система? Не вызовут ли добровольческие занятия нормальную ревность педагогов детского дома, а потом и зависть? Какая будет периодичность встреч добровольцев и детей, и очень важный вопрос – где? В стенах детского дома, образовательном центре, будущем месте учёбы и жизни детей?

Очень много вопросов, на которые нужно обязательно дать ответы в виде плана работы, чёткого видения роли всех участников процесса. Ну и насколько все это будет растянуто во времени? Будет ли дальнейшее сопровождение детей? Важно, чтобы это была долгосрочная программа опеки конкретного учреждения и конкретных детей. Не скакание по детским детдомам ради галочки, а вдумчивая и стратегически выверенная работа. Не навал на детей всех подряд развивающих игр, которые нашлись под рукой, а индивидуальная работа с каждым воспитанником детского дома. С планом такой работы и дневниками успехов. Для дальнейшей капитализации реализованного проекта.

Всё это безусловно малознакомо и директору учреждения, и детям, неизвестно и сотрудникам учреждений, курирующих детский дом. Для достижения консенсуса о сотрудничестве необходимо провести ряд круглых столов, мозговых штурмов, хотя бы нормальную презентацию проекта. Это весьма трудны и сложный процесс, но его необходимо завершить, чтобы все участники процесса почувствовали его и прозрачность и полезность. В первую очередь, для самих детей. Замечательно, когда люди находят в себе силы признаться, что зашли в тупик и старые инструменты не работают. Значит, есть время остановится и начать всё заново.

  1. id2590936

    Мы мало знаем о том, что руководит нами, а уж детьми, которые потеряли чувство защищенности и безопасности со стороны родителей( а если точнее, то матери). и подавно.

    Психическое сирот устроено совершенно иначе и чтобы как то внести положительный вклад в развитие сирот, необходимо знать различные тонкости того самого психического.

    Тема больная и очень( это же о нашем будущем.). И вот наткнулась на очень разумную статью в созвучии с вышеизложенной темой:
    http://psihoznanie.ru/help-to-children/

    отрывок из статьи:

    «Нельзя сказать, что описанную проблему не пытаются решить. Различные общественные деятели, психологи, социологи, политики, борцы за права детей стараются помочь детям-сиротам. Они спонсируют существующие детские дома, строят новые, материально поддерживают детей. Однако все это практически ничего не дает. Брошенным детям-сиротам необходимо совершенно другое отношение. Причем общества в целом.

    А Вы можете мне помочь?
    А вы участвуете в помощи детям из детских домов?

    Такое отношение, которое позволит им расти в чувстве безопасности и защищенности. А оно в свою очередь следует не из наличия материальных благ, а из наличия эмоциональной связи со взрослыми, ощущения себя нужными, пОнятыми. Когда ребенок развивается в условиях, где он не ощущает себя брошенным, выращиваемым, как скот, животным, а настоящим человеком, то при взрослении он сможет взять ответственность за свою жизнь на себя и почувствовать себя частью общества………..».

    • Гезалов Александр

      Добрый день судьбы.Что нового в той статье…ну да многие идут в тему помощи сиротам..но не многие доходят до ее конечной цели..таки помощь конкретным детям..не чесом и обниманием со свечками фантазий а искренне одному..это сложно это необходимо сфокусироваться и в том числе быть и искренним и настоящим.А в нынешнее время масок и полумасок это часто невозможно.Вот и приходят к детям потому что маска сползает..а тут все можно..и подыгрывать и потискать и потом пойти по своим делам…делов то..сироты все примут и стерпят…они же не чужие…

  2. Галина

    Александр, спасибо большое за статью. Наша команда так же пришла к выводу, что нужно организовать круглый стол с преподавателями и воспитателями детского дома, попить чайку, наладить контакт, рассказать о своих планах, поподробнее узнать о проблемах конкретных детей и общими усилиями начинать помогать им преодолеть существующие проблемы. А подарки и призы выдавать только за победу в конкурсе или творческие работы. Нужно начинать все сначала.

Leave a Reply