Как узнать про музей, если он не Колизей
В России много музеев – самых разных, больших и маленьких. Какие-то хорошо известны, а о других знают лишь искусствоведы или туристы-исследователи.
Познакомить людей с музеями – задача путеводителя «Музейный гид», издаваемого Благотворительным фондом Владимира Потанина. Презентация «Музейного гида — 2013» проходила 20 марта 2014 года в Музее истории русского платка и шали в Павловском Посаде.
О платках и не только
«Музейный гид»: что это?
В каждом выпуске «Музейного гида» 16 путеводителей по разным музеям страны – от маленьких до самых крупных и известных. Брошюры разных цветов: музеи-заповедники имеют зеленую обложку, художественные музеи — желтую, красным обозначены историко-художественные и краеведческие музеи, синие связаны с архитектурой, лиловый – литературные музеи. Бирюзового цвета путеводители Эрмитажа, которые представлены в каждом выпуске. При этом они посвящены не основному зданию, а какому-нибудь малоизвестному отделу (в 2013 года это дворец Меньшикова, в 2012 очень интересный путеводитель про Старую Деревню – открытое хранение Эрмитажа). Есть раздел «коллекции», рассказывающие не о музее целиком, а об отдельных их коллекциях.
Онлайн версия http://issuu.com/pbsputnik/docs
В коллекции — платки и шали российских мануфактур конца XIX — начала XX века: шерстяные набивные и тканые, шелковые и полушелковые жаккардового ткачества, ситцевые головные и памятные, а также уникальные шерстяные набивные панно и шелковые тканые портреты советского периода.
Общий фонд музея — около 2500 единиц хранения, в коллекции «Платки и шали» — 800. Это не только изделия Павловопосадской платочной мануфактуры, но и экспонаты, привезенные из Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Тульской областей и даже из Республики Дагестан.
Отнюдь не все платки с традиционными и привычными узорами – русскими цветами, восточными «огурцами» и т.п. Есть платки, посвященные историческим событиям, выполняющие агитационную функцию и даже – с технической инструкцией (один из платков коллекции, например, пошагово объясняет, как собрать автомат).
«Нижегородские платки шили на шелке, привезенном с востока. А основа платков, изготовленных в Каргополе и Архангельской губернии – миткаль, хлопчатобумажная ткань, которую купцы везли из Англии в обмен на мачтовый лес, — рассказывает Владимир Шишенин. — Из Англии же пришла традиция выпускать юбилейные платки. Например, в нашей коллекции есть экземпляры, посвященные установке памятника тысячелетию России (1862 год), коронации Александра III и Николая II, войне 1812 года, 300-летию дома Романовых, русско-японской войне 1904-1905… Есть даже такой раритет, как платок, выпущенный к Олимпиаде 1940 года в Хельсинки – спортивному празднику, не состоявшемуся из-за начала Второй мировой войны. Таким образом, платки вобрали в себя историю страны и мира».
О людях
Владимир Шишенин совсем не соответствует стереотипному образу мецената – богатого человека, часть своих средств вкладывающего в различные культурные инициативы. Его коллекция собиралась по крупицам, и не приносила автору каких-либо денег по ходу ее формирования. Сейчас же она стоит сотни тысяч долларов, но вся без остатка передана в дар городу.
Первый платок, ставший основой коллекции, достался Владимиру случайно. «Двадцать лет назад я приобрел у одного из антикваров платок Нижегородского золотного шитья по шелку, — рассказывает Владимир. — Я никогда не встречал подобных платков прежде, был поражен тонкостью работы. Этот платок подсказал мне идею: почему бы не создать в Павловском Посаде, центре текстильной промышленности специальный музей, каких еще нет? Так, с этой случайной покупки началась история «Музея платка и шали».
Одним лишь музеем забота Владимира Шишенина о сохранении наследия не исчерпывается: во многом благодаря его энтузиазму в Павловском Посаде была восстановлена часовня, созданная в начале ХХ века в честь 100-летия победы в войне 1812 года и разрушенная в 1932 году. «Над этой часовней работали два архитектора – Владимир Десятов (именно ему принадлежал проект храма Покровско-Васильевского монастыря) и гражданский инженер Владимир Сероцинский, — рассказал Григорий Третьяк, первый заместитель главы администрации города Павловский Посад. – Инициатива восстановления принадлежала Владимиру Шишенину. Сначала он ходил по кабинетам власти, потом выложил свои личные деньги, предложив одному из предпринимателей: давай заложим фундамент, а дальше видно будет… В 90-е годы фундамент заложили, потом строительство надолго затихло… Но благодаря энергии его и его коллег, часовню удалось восстановить».
Кто готовит «Музейный гид»
«Музейный гид» — один из молодых проектов фонда, ему всего два года, — рассказала исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. – Он логически вырос из наших программ поддержки культуры. Мы всегда стремились помочь музеям стать чем-то большим, чем хранилище экспонатов – центром, где люди могут найти для себя что-то важное, личное, прикоснуться к истории, подумать о будущем. С помощью конкурсов нам удается сделать так, чтобы они открывали нечто новое для каждого из нас. «Музейный гид» позволил объединить накопленный фондом опыт и подсказать еще одно направление, в котором могут развиваться музеи».
Шеф-редактор сборника «Музейный гид»-2013 Ксения Велиховская уверена, что путеводитель откроет в жизни музеев новые страницы. «Количество интересующихся и знающих людей увеличится – это точно. Иногда для музея наш путеводитель — единственная возможность опубликовать свои коллекции, рассказать о себе, — комментирует Ксения. — Не секрет, что у маленьких музеев зачастую вообще нет ни одного издания, даже самого простого качества. Да и у многих больших музеев, существующих с советских времен, все еще остаются совсем древние путеводители. Для них это «новое слово» — пример того, как можно сделать современный путеводитель. Он заставляет музейных сотрудников по-новому посмотреть на свой музей, переосмыслить фонды и их подачу, и экспозицию. А Самарский музей «Родина Ленина», например, включил тексты нашего путеводителя в свои методички, и это, конечно, говорит о многом».
Выбору авторов текстов уделяли особое внимание. «Как правило, это не работники музея, а люди «со стороны». Нам это кажется особенно важным: свежим взглядом можно разглядеть самое ценное, интересное, неожиданное, а это вдохновляет читателей», — рассказала Ксения.
Среди авторов профессиональные журналисты и арт-критики, привлеченные эксперты. Есть и особые истории. Кенозерский национальный парк, например, описывал блогер, который очень любит эти места, хорошо знает расписные небеса 17 часовен и церквей. Автор историй о Дивногорье (Воронежская область), где удивительные храмы выдолблены в меловых горах, — Андрей Бильжо, знаток и поклонник этого чуда. А тексты к путеводителю по Павлово-Посадскому Музею русского платка и шали писала Юлия Терехова, сама создавшая уникальный музей «Дом со львом» на севере Саратовской области.
Восхитительно!!!!! Так приятно узнать, что есть люди. которые так безгранично преданно любят то, что они делают. Причем ценность замысла и размах впечатляют. Я сама много лет как рядовая женщина ношу эти цветные шали. Обожаю их за оригинальность, тепло, уют. Статья расстрогала. И очень рада тому, что будут выпускаться путеводители. Жаль, что столько интересного у нас в стране недоступно широкому кругу читателей и зрителей. И как я поняла, есть огромное количество просто уникальных музеев, о которых вообще ничего неизвестно.
Спасибо участникам проекта и удачи! С уважением, Лариса.