Как узнать про музей, если он не Колизей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В России много музеев – самых разных, больших и маленьких. Какие-то хорошо известны, а о других знают лишь искусствоведы или туристы-исследователи.

Познакомить людей с музеями – задача путеводителя «Музейный гид», издаваемого Благотворительным фондом Владимира Потанина. Презентация «Музейного гида — 2013» проходила 20 марта 2014 года в Музее истории русского платка и шали в Павловском Посаде.

Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде. Фото А. Тягны-Рядно

Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде. Фото А. Тягны-Рядно

О платках и не только

«Музейный гид»: что это?

В каждом выпуске «Музейного гида» 16 путеводителей по разным музеям страны – от маленьких до самых крупных и известных. Брошюры разных цветов: музеи-заповедники имеют зеленую обложку, художественные музеи — желтую, красным обозначены историко-художественные и краеведческие музеи, синие связаны с архитектурой, лиловый – литературные музеи. Бирюзового цвета путеводители Эрмитажа, которые представлены в каждом выпуске. При этом они посвящены не основному зданию, а какому-нибудь малоизвестному отделу (в 2013 года это дворец Меньшикова, в 2012 очень интересный путеводитель про Старую Деревню – открытое хранение Эрмитажа). Есть раздел «коллекции», рассказывающие не о музее целиком, а об отдельных их коллекциях.

Онлайн версия http://issuu.com/pbsputnik/docs

Удивительно, но факт: в Павловском Посаде — текстильном центре, где исторически сосредоточено производство шелковых, полушелковых и шерстяных набивных платков, до недавнего времени не было музея «брэнда города». Он открылся здесь 12 лет назад благодаря Владимиру Шишенину, коллекционеру и краеведу, ставшему его директором. В основе музея – уникальная коллекция Владимира.

В коллекции — платки и шали российских мануфактур конца XIX — начала XX века: шерстяные набивные и тканые, шелковые и полушелковые жаккардового ткачества, ситцевые головные и памятные, а также уникальные шерстяные набивные панно и шелковые тканые портреты советского периода.

Общий фонд музея — около 2500 единиц хранения, в коллекции «Платки и шали» — 800. Это не только изделия Павловопосадской платочной мануфактуры, но и экспонаты, привезенные из Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Тульской областей и даже из Республики Дагестан.

Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде. Фото А. Тягны-Рядно

Фото А. Тягны-Рядно

Отнюдь не все платки с традиционными и привычными узорами – русскими цветами, восточными «огурцами» и т.п. Есть платки, посвященные историческим событиям, выполняющие агитационную функцию и даже – с технической инструкцией (один из платков коллекции, например, пошагово объясняет, как собрать автомат).

«Нижегородские платки шили на шелке, привезенном с востока. А основа платков, изготовленных в Каргополе и Архангельской губернии – миткаль, хлопчатобумажная ткань, которую купцы везли из Англии в обмен на мачтовый лес, — рассказывает Владимир Шишенин. — Из Англии же пришла традиция выпускать юбилейные платки. Например, в нашей коллекции есть экземпляры, посвященные установке памятника тысячелетию России (1862 год), коронации Александра III и Николая II, войне 1812 года, 300-летию дома Романовых, русско-японской войне 1904-1905… Есть даже такой раритет, как платок, выпущенный к Олимпиаде 1940 года в Хельсинки – спортивному празднику, не состоявшемуся из-за начала Второй мировой войны. Таким образом, платки вобрали в себя историю страны и мира».

О людях

Владимир Шишенин совсем не соответствует стереотипному образу мецената – богатого человека, часть своих средств вкладывающего в различные культурные инициативы. Его коллекция собиралась по крупицам, и не приносила автору каких-либо денег по ходу ее формирования. Сейчас же она стоит сотни тысяч долларов, но вся без остатка передана в дар городу.

Владимир Шишенин. Фото А. Тягны-Рядно

Владимир Шишенин. Фото А. Тягны-Рядно

Первый платок, ставший основой коллекции, достался Владимиру случайно. «Двадцать лет назад я приобрел у одного из антикваров платок Нижегородского золотного шитья по шелку, — рассказывает Владимир. — Я никогда не встречал подобных платков прежде, был поражен тонкостью работы. Этот платок подсказал мне идею: почему бы не создать в Павловском Посаде, центре текстильной промышленности специальный музей, каких еще нет? Так, с этой случайной покупки началась история «Музея платка и шали».

Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде. Фото А. Тягны-Рядно

Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде. Фото А. Тягны-Рядно

Одним лишь музеем забота Владимира Шишенина о сохранении наследия не исчерпывается: во многом благодаря его энтузиазму в Павловском Посаде была восстановлена часовня, созданная в начале ХХ века в честь 100-летия победы в войне 1812 года и разрушенная в 1932 году. «Над этой часовней работали два архитектора – Владимир Десятов (именно ему принадлежал проект храма Покровско-Васильевского монастыря) и гражданский инженер Владимир Сероцинский, — рассказал Григорий Третьяк, первый заместитель главы администрации города Павловский Посад. – Инициатива восстановления принадлежала Владимиру Шишенину. Сначала он ходил по кабинетам власти, потом выложил свои личные деньги, предложив одному из предпринимателей: давай заложим фундамент, а дальше видно будет… В 90-е годы фундамент заложили, потом строительство надолго затихло… Но благодаря энергии его и его коллег, часовню удалось восстановить».

Кто готовит «Музейный гид»

«Музейный гид» — один из молодых проектов фонда, ему всего два года, — рассказала исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. – Он логически вырос из наших программ поддержки культуры. Мы всегда стремились помочь музеям стать чем-то большим, чем хранилище экспонатов – центром, где люди могут найти для себя что-то важное, личное, прикоснуться к истории, подумать о будущем. С помощью конкурсов нам удается сделать так, чтобы они открывали нечто новое для каждого из нас. «Музейный гид» позволил объединить накопленный фондом опыт и подсказать еще одно направление, в котором могут развиваться музеи».

Оксана Орачева

Оксана Орачева. Фото А. Тягны-Рядно

Шеф-редактор сборника «Музейный гид»-2013 Ксения Велиховская уверена, что путеводитель откроет в жизни музеев новые страницы. «Количество интересующихся и знающих людей увеличится – это точно. Иногда для музея наш путеводитель — единственная возможность опубликовать свои коллекции, рассказать о себе, — комментирует Ксения. — Не секрет, что у маленьких музеев зачастую вообще нет ни одного издания, даже самого простого качества. Да и у многих больших музеев, существующих с советских времен, все еще остаются совсем древние путеводители. Для них это «новое слово» — пример того, как можно сделать современный путеводитель. Он заставляет музейных сотрудников по-новому посмотреть на свой музей, переосмыслить фонды и их подачу, и экспозицию. А Самарский музей «Родина Ленина», например, включил тексты нашего путеводителя в свои методички, и это, конечно, говорит о многом».

Ксения Велиховская

Ксения Велиховская. Фото А. Тягны-Рядно

Выбору авторов текстов уделяли особое внимание. «Как правило, это не работники музея, а люди «со стороны». Нам это кажется особенно важным: свежим взглядом можно разглядеть самое ценное, интересное, неожиданное, а это вдохновляет читателей», — рассказала Ксения.

Среди авторов профессиональные журналисты и арт-критики, привлеченные эксперты. Есть и особые истории. Кенозерский национальный парк, например, описывал блогер, который очень любит эти места, хорошо знает расписные небеса 17 часовен и церквей. Автор историй о Дивногорье (Воронежская область), где удивительные храмы выдолблены в меловых горах, — Андрей Бильжо, знаток и поклонник этого чуда. А тексты к путеводителю по Павлово-Посадскому Музею русского платка и шали писала Юлия Терехова, сама создавшая уникальный музей «Дом со львом» на севере Саратовской области.

1 comment

Add yours
  1. Лариса

    Восхитительно!!!!! Так приятно узнать, что есть люди. которые так безгранично преданно любят то, что они делают. Причем ценность замысла и размах впечатляют. Я сама много лет как рядовая женщина ношу эти цветные шали. Обожаю их за оригинальность, тепло, уют. Статья расстрогала. И очень рада тому, что будут выпускаться путеводители. Жаль, что столько интересного у нас в стране недоступно широкому кругу читателей и зрителей. И как я поняла, есть огромное количество просто уникальных музеев, о которых вообще ничего неизвестно.
    Спасибо участникам проекта и удачи! С уважением, Лариса.

Добавить комментарий