Арбат, власть и фонды местного сообщества


Критерии эффективности фондов необходимо искать не столько в уникальных возможностях по привлечению средств на общественное развитие, сколько в способности данной технологии менять тип сообщества с конкурентного на солидарное («Об оценке эффективности фондов местных сообществ» Лариса Аврорина, Святослав Филонов). За 10 лет работы российских фондов местных сообществ (ФМС) сложились два типа отношения власти к деятельности ФМС на подведомственных территориях: равнодушие или, наоборот, деятельное участие. Больше второго, и роль ФМС в общественных изменениях – далеко не последняя.

Конкуренты или партнеры

Равнодушие со стороны властей к работе фондов, пусть редко, но встречается. Так, Борис Цирульников, исполнительный директор Благотворительного фонда города Тольятти, говорит, что с прежними властями города у фонда всегда были неплохие отношения, а сейчас «смена власти, другой мэр. Выгоды не понимают. Палки в колеса не вставляют, но есть недопонимание. Им надо привыкнуть к нам».

А вот в Рубцовске Алтайского края, например, мэрия поддерживает работу ГБФ «Развитие» на словах, свидетельствует Татьяна Буканович, генеральный директор фонда. Представители властных структур участвуют в определении приоритетных направлений для финансирования и решения самых актуальных проблем города. При этом, похоже, уходит в прошлое прямое вмешательство властей в политику фондов. «Давление со стороны городской администрации первоначально присутствовало, когда за неимением средств в бюджете, а это было начало 2000-х годов, планировалось использовать для нужд городских программ благотворительные средства фонда. Но модель фондов местных сообществ уникальна, т. к. каждый орган представлен и общественностью, и бизнесом, и властью. Поэтому перекосы в чью-то сторону пресекались, и давно уже эта тема перестала быть актуальной», – рассказывает Вера Ананьина, исполнительный директор Благотворительного фонда местного сообщества Первоуральск-21 век».

Деятельное участие власти небольших городов в работе ФМС теперь стало закономерностью. И очень типично вхождение либо главы города, либо его заместителей, либо депутатов местного собрания в правление фонда или в совет попечителей, а часто – и в оба структурных подразделения одновременно.

Рубцовские школьники в библиотеке, получающей гранты городского фонда

Например, заместитель главы городского округа Первоуральск Свердловской области по вопросам социальной политики Владимир Попов – председатель правления фонда «Первоуральск-21 век». А в Перми попечительский совет фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» возглавляет мэр Игорь Шубин. При этом занимался фондом он и до того, как возглавил городскую администрацию: Шубин был гендиректором ООО «Пермьрегионгаз» – одного из учредителей «Содействия», Схожая история – в Ангарске Иркутской области. Там городской глава Леонид Михайлов – председатель правления ГБФ «Новый Ангарск». Но работал он с фондом и ранее, будучи заместителем гендиректора по управлению персоналом и социальными вопросами Ангарской нефтехимической компании.

«Как глава города я понимаю, что фонд для жителей очень важен и нужен, – говорит Леонид Михайлов. – Администрация города не имеет права заниматься благотворительностью за счет бюджета. Да и в бюджете сейчас скудные средства. Но быть в попечительском совете – преимущество, которое дает полное право влиять на развитие благотворительности в городе, чтобы она была на высоком уровне. Так что это законно и абсолютно оправданно, когда глава города в составе попечительского совета».

Естественно, что позиция власти влияет на решение фондов, даже если представители администрации входят попсоветы или правление ФМС как частные лица. Но при этом, конечно, чиновники также поддерживают и продвигают деятельность ФМС.

«Сегодня мы союзники во всех смыслах, так как совместно определяем остроту

На торжественном вечере награждения победителей конкурса социальных проектов "Движение молодых"

приоритетов с учетом проведенных среди всех слоев населения мониторингов проблем сообщества, – объясняет Вера Ананьина (фонд «Первоуральск-21 век»). – Два депутата городской думы входят в органы управления фондом (правление и попечительский совет). Ежегодно ряд благотворительных акций фонд проводит в партнерстве с городской думой, администрацией города. Начальники и ведущие специалисты управлений культуры, социальной защиты населения, физкультуры и спорта, образования входят в состав экспертов при проведении открытой защиты проектов, заявленных на грант».

Сотрудничество и разделение функций

Сотрудничество ФМС и власти в маленьких и больших городах имеет свою специфику. В маленьких населенных пунктах обычно отношения проще, ближе и менее профессиональны. В больших городах – более официальные, формальные, но при этом и более конструктивные. Однако, независимо от величины города, где действует ФМС, сотрудники фондов теперь выступают и как эксперты сообщества, поскольку знают, какова ситуация у всех его представителей. Более того, они консультируют власть и как специалисты в сфере сведения интересов и решения проблем.

Например, рассказывает глава Бабкинского сельского поселения (Частинский район Пермского края) Любовь Ощепкова, пермское «Содействие» не только поддерживает их проекты, сотрудники фонда научили их самостоятельно привлекать средства. «Небольшие средства, – говорит Любовь Леонидовна, – но проекты нам удается «потянуть» серьезные». Научившись с помощью сотрудников фонда писать проектные заявки, они выиграли не один грант. Более того, Нина Самарина, президент ФМС «Содействие», регулярно звонит, подсказывает, как выстроить отношения с бизнесом, где и какие конкурсы открылись.

ФМС, тем не менее, придерживаются концепции, что они не должны дублировать бюджетные программы. На практике так выходит не всегда. Во-первых, в деревнях Пермского края, где действует фонд «Содействие», или даже в небольших городах, как Ангарск, Рубцовск или Первоуральск, нет или не хватает бюджетных средств на решение большой части самых насущных социальных проблем. Поэтому, хотя администрации и не могут участвовать в благотворительной деятельности, они могут использовать программы ФМС как «дополнительный ресурс». Глава Ангарска Леонид Михайлов признается: «Фонд усиливает администрацию. Мы участвуем как администрация и районная дума в разработке программ для фонда. Администрация разработала проекты для помощи ветеранам, – поясняет он, – у нас были скудные средства, но когда в фонде появились богатые предприниматели, появились средства. С другой стороны, фонд помогает предпринимателям, которые пытаются помочь, но не всегда умеют это делать. Через фонд мы помогаем и жителей города вовлечь в жизнь города».

Во-вторых, и ФМС, и государственные структуры решают на своей территории похожие проблемы, во всяком случае, актуальные направления работы часто стараются исследовать совместно. Темы почти везде одинаковые: дети, молодежь, образование, спорт, здравоохранение, пенсионеры, инвалиды, безработица.

вечер награждения победителей конкурса социальных проектов "Движение молодых"

Однако есть и разница. Одни фонды местного сообщества всё еще занимаются только благотворительными проектами, а часть их выполняет задачи своеобразных агентств развития территорий. «В этой роли специалисты фонда консультируют грантополучателей, сотрудников районных и местных администраций в вопросах дальнейшего развития и устойчивости реализованных проектов, анализируют долгосрочные изменения, происходящие на территории, помогают определять механизмы и «точки роста», поддержка которых может сказаться в долгосрочной перспективе. Фонд воспринимается как серьезный методический ресурс не только заявителями, но и управленцами: специалистами и главами районов», – говорится в исследовании CAF Россия «Об оценке эффективности фондов местных сообществ». Фондам доверяют, а открытые ежегодные отчеты еще больше укрепляют это доверие. Так, фонд «Содействие», который работает в разных районах и селах Пермского края, выступает своеобразным аналитическим и экспертным центром. И краевая власть рассматривает возможность передать полномочия фонду на управление региональными программами и бюджетными ресурсами.

В Первоуральске же, когда специалисты фонда совместно с администрацией проводят конкурсы на гранты, особое внимание уделяется комментариям специалистов из властных структур. Ведь они предоставляют реальную информацию: предусмотрены ли на данную цель денежные средства из местных или областных источников. Если да, то в таких случаях фонд отклоняет проект.

Есть еще одна существенная разница в работе ФМС и местных администраций. Сотрудники фонда часто придумывают инновационные ходы. Например, в Первоуральске фонд инициировал постановку благотворительных спектаклей. В них с удовольствием участвуют чиновники, бизнесмены, депутаты городской думы, врачи, учителя, люди искусства. Эти спектакли стали объединять власть, бизнес, общественность. А зрители – жители города, которые валом валят на эти представления, покупают, конечно, билеты. И все вырученные средства направляются на социальные проекты. Эта инновационная модель стала эффективной.

Арбат по-бабкински

То же можно сказать и о проектах администраций, школ или библиотек деревень Пермского края, которые сотрудничают с фондом «Содействие». Вот один пример.

бабкинский пейзаж

Сначала школьники села Бабка приводили в порядок палисадники пенсионеров. По словам Любови Ощепковой (главы сельского поселения), – чтобы можно было въехать в село и выехать по красивой, цветущей улице, с починенными заборами. Школьники уже и огороды этим старикам помогали вскапывать и пропалывать, как вдруг, говорит Любовь Леонидовна, она, педагоги и молодежь решили: в Москве есть Арбат, сделаем «Арбат» у себя, по-бабкински. Написали проект. Конечно, с детальным планом обустройства главной и самой большой улицы села. На бабкинском «Арбате» нельзя было обойтись без фонтана. «Но на защите проекта нам перечили, – рассказывает Ощепкова, – даже высмеяли, дескать, на берегу Камы живете, вам еще фонтан подавай. Смету нам немного урезали, ребята приуныли. Я говорю: не расстраивайтесь, будет у нас фонтан». И действительно, небольшой фонтан на бабкинском «Арбате» все-таки оборудовали. На «Арбате» теперь примостились диванчики и складные скамейки, которые, если нужно, можно убрать. Не говоря уже о сквере, придуманном и высаженном школьниками. А на этом деревенском «Арбате» стоят планшеты и щиты с четверостишиями, тоже придуманными школьниками: «Здесь сторонка дивная. Я в нее влюблен…» На этот проект были не только деньги по гранту ФМС «Содействие», но и местные бизнесмены дали пиломатериал и другие материалы для беседки.

бабкинский пейзаж

Главное, говорит Любовь Ощепкова, эти проекты, гранты «Содействия», обучающие программы фонда помогают поднять жизнь деревни на новый уровень. И дело не только в деньгах. Главное, все увлечены, взаимодействуют и школы, и больницы, и бизнес. Дети общаются со стариками, старики не чувствуют себя брошенными. В молодежных программах всё нацелено на то, чтобы ребята либо фермерами становились, либо, если учатся в городах, чтобы возвращались домой. И село Бабка, как и другие сельские поселения, куда пришел на помощь ФМС «Содействие», живое, несмотря на все его нерешенные проблемы, и дети в нем есть, и им интересно.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply