«Не знакомым с компьютером тронуть оборудование бывает страшно»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Цифровой разрыв» между людьми в России трудно не заметить. Некоторые исследователи проводят черту, разделяя общество на «цифровых аборигенов» и «цифровых иммигрантов». Статистика впечатляет: в США компьютером владеет почти каждый, среди жителей Европы и Азии — намного больше половины, а в России — меньше 30 процентов.

До тех пор, пока положение дел радикально не изменится, невозможно серьезно говорить ни о развитии новых технологий, ни об электронных услугах, ни об информационном обществе.

Компания Microsoft в России уже несколько лет занимается, по сути, компьютерным всеобучем. О том, как осуществляются эти программы, корреспондент «Филантропа» побеседовал с Инессой Грикуровой, руководителем стратегических программ Департамента по работе с государственными и общественными организациями.

Инесса Грикурова. Фото с сайта http://skyrazor.ru

«Скоро не будет такого понятия, как учетные бумажки»

Инесса, расскажите, почему в Microsoft решили заняться «компьютерным просветительством»?

Официально офис Microsoft в России работает с 1992 года. Он не занимается продажами, с самого начала работы основная его цель — развитие рынка информационных технологий (ИТ), активная поддержка российской ИТ-индустрии, сотрудничество с системой российского образования, ну и то что вы назвали «компьютерным просветительством».

Мы всегда придавали программам, связанным с преодолением так называемого «цифрового разрыва», большое значение. Совершенно очевидно, что сейчас каждый должен уметь использовать компьютер и интернет как инструмент. Ни один работодатель не возьмет специалиста, если он не будет уметь пользоваться современными технологиями для повышения эффективности своей работы.

И это касается не только офисной работы. Скоро не будет такого понятия, как учетные бумажки. И даже если человек стоит у станка, он должен будет уметь пользоваться компьютером хотя бы на самом базовом уровне.

Кроме того, в последнее время очень активно развивается такая сфера, как госуслуги в электронном виде и вообще все что связано с «электронным правительством». Но многие ли наши сограждане готовы использовать эти новые блага, которые для них создаются? В Москве «электронных граждан» уже немало, в регионах же ситуация может сильно отличаться от столичной. Собственно, поэтому возможность научиться работать с компьютером оказалась там очень востребованной.

Когда компания Microsoft начала создавать в России центры компьютерной грамотности, где обучение проходит бесплатно?

Первые такие центры появились еще в 1990-е гг. В те времена государству было экономически трудно создавать компьютерные классы и лаборатории, компьютеризация школ и вузов только начиналась.

Microsoft тогда начала проекты, которые, по сравнению с нынешними, выглядят небольшими и точечными.

Один из более поздних проектов — «Тюмень-Липецк: Компьютерный всеобуч», действовал в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Идея была простая — объединить с помощью информационных технологий молодежь Тюмени и Липецка, чтобы молодежь смогла выйти во всемирную сеть, начала общаться со своими сверстниками из другого региона и ощутила, какие возможности дает интернет и вообще ИТ, заглянула чуть-чуть за горизонт и поняла, как дальше можно развиваться. Ребята очень долго общались потом, и мы очень благодарны нашему партнеру по проекту – Фонду социальных инициатив «Новые перспективы» — за эту прекрасную идею.

Сколько людей тогда участвовало?

По сравнению с тем, что происходит сейчас, когда мы говорим о десятках и сотнях тысяч, масштабы проекта не сильно впечатляют. Хотя в нем участвовали сотни молодых людей, и проект для них был очень важен. Но со временем наши амбиции (в хорошем смысле) росли, и мы постоянно стремились к тому, чтобы сделать больше.

Массовые проекты

Когда начались первые массовые проекты?

Первый действительно масштабный проект с большим числом центров компьютерной грамотности в России появился в 2006 году. Проект назывался «Открытый мир информационных технологий» (Information Dissemination and Equal Access, IDEA). У нас с нашим партнером, некоммерческой корпорацией PH International, был пилотный год, после которого мы увидели, насколько это всем нужно.

Мы финансировали тогда работу 25 центров компьютерной грамотности, и еще 25 очень быстро присоединились к сети на волонтерской основе. Эта сеть компьютерной грамотности росла еще какое-то время и всего проработала 4 года. Там было длительное обучение, по разным курсам — пользованию компьютером, интернетом, тому, как использовать новые знания для поиска работы, как начать свой небольшой бизнес в Сети.

За 4 года более 60 тыс. человек прошли обучение в Центрах. И более 500 тыс. смогли воспользоваться бесплатными услугами – выходом в интернет, консультациями по поиску работы.

Новый курс

В 2010 году появилась программа «Твой курс». В чем ее отличие?

Она больше ориентирована на решение социальных проблем, включение в социум. Много внимания уделяется просвещению о возможностях информационного общества, о возможностях электронных услуг. Фокусирование происходит не на навыках, а на их применении. И на тех изменениях, которые можно внести в свою жизнь или жизнь окружающих. Мы модифицировали модель обучения и способ преподавания – новый курс уже почти полностью интерактивный. В принципе, он уже полностью готов к тому, чтобы люди обучались с нуля сами. Но тем, кто никогда не использовал компьютер, очень трудно сделать первый шаг.

Даже понять, как на мышку нажимать бывает не просто…

Да… Людям, не знакомым с компьютером, тронуть оборудование иногда бывает страшно, они не понимают, как мышь связана с движением курсора на экране: почему там какая-то стрелка бегать начинает… Они боятся по клавиатуре «тюкать». Важно помочь им сделать первый шаг, и дать понять, что это – только «железка». Но эта железка соединяет их с большим миром, открывает большие – почти безграничные — возможности. Не бойся, сделай первый шаг, научись, и перед тобой откроются такие горизонты, о которых ты прежде даже и не мечтал.

PH International (НКО, администрирующая программу повышения компьютерной грамотности в рамках инициативы «Твой курс») собирает истории людей, которые пришли в Центр и впервые сели за компьютер. Они размещаются на сайте www.prosto.tvoy-kurs.ru. И мы совершенно искренне радуемся, а иногда удивляемся таким историям…

Телекомпания «Вести 24» не так давно сняла сюжет – мы были очень тронуты теми словами, которые говорили от своего лица бывшие слушатели курсов. Даже сегодня с Вами мы говорим о масштабах, статистике, результатах – но за ними реальные люди, которые что-то смогли изменить в своей жизни, благодаря новым знаниям…

Цель всей этой деятельности по «компьютерному ликбезу» – социальная, обучение — бесплатное. Корпорация Microsoft дает денежный грант, PH International распределяет мини-гранты между Центрами. Есть конкурс, ведется живая работа. И у каждого Центра – своя грантовая история и специфика.
Екатерина Федотова – директор этого проекта в PH International, — наш ближайший партнер («соратник» J), к которому мы относимся с большой симпатией. Она очень неравнодушный человек, у нее и результат замечательный… Есть такая международная премия – Аниты Борг. Она ее получила за то, что делает для женщин в ИТ, и за то, какая она сама молодец – женщина лидер в ИТ!

Две трети — женщины


Кто, в основном, создает компьютерные центры, и сколько их сейчас существует?

Центры создают некоммерческие организации, библиотеки, учебные заведения. Многие Центры уже участвовали в нашем предыдущем проекте IDEA. Поначалу мы хотели сделать так, чтобы в каждом регионе России был свой Центр. Но буквально первые месяцы реализации программы показали, что востребованность намного больше. И сейчас их более 130 по всей России.
Но и это не предел. В одном из регионов у нас три Центра, а местные партнеры говорят — нужно 300! Чтобы практически в каждом населенном пункте был свой центр компьютерной грамотности. Сейчас ведем переговоры, каким образом масштабировать там программу…

Как люди узнают о том, что есть программа бесплатного обучения, в которой они могут участвовать?

Мы всегда стараемся делать таким образом, чтобы Центр еще до открытия широко анонсировался.

А если придет больше, чем Центр может принять?

Мы в некоторых регионах сталкивались с тем, что появляется анонс и выстраивается очередь. Причем приходят хлопотушки-бабушки, которые говорят: «Мы подождем, когда вы откроетесь, и сразу запишемся». То есть они приходят еще до начала работы Центра.

Они же тренированные – им на прием к врачу приходится записываться сильно заранее и чуть ли не с 6 утра…

Они молодцы! Они заканчивают профессиональную карьеру, но начинают шире смотреть вокруг. Многие создают свои проекты, социальной работой занимаются… Обучение компьютерной грамотности помогает им во многом другом, потому что навык — интегральный. Бабушки приходят потом, например, в поликлинику, где можно записаться с помощью автомата, — и необходимость общаться с «машиной» и интерактивный интерфейс их уже не пугает!

Есть статистика, кто больше обращается в Центры?

Большинство (75%) – это женщины. Традиционно в центры постигать азы работы с компьютером приходит много дам среднего и предпенсионного возраста, то есть тех, кто в регулярной системе образования не успел получить знания в области ИТ. Многие раньше занимались семьей, детьми, а сейчас, чтобы найти новую работу или вернуться на прежнюю, им нужно уметь работать с современными технологиями.

Существуют какие-то квоты, сколько и кого вы обучаете?

Мы ориентируем наши Центры на то, чтобы они прежде всего проанализировали, что наиболее востребовано у них в регионе. Если, например, остро стоит проблема безработицы, то они связываются с Центрами занятости населения, предлагают свои услуги: «Пришлите нам людей, мы будем обучать их компьютерной грамотности».

У каждого центра — своя специфика

Есть ли программы обучения инвалидов?

Есть Центры, занимающейся работой с инвалидами, в том числе, специально оборудованные. Это особая работа, иногда — один на один, когда нужно постоянно уделять внимание человеку.

Все Центры – разные. У нас такой принцип действует уже много лет: каждый сам выбирает свою специфику. Некоторые работают с трудными подростками, с социально неблагополучными семьями. В Поволжье один из центров делал это очень интересно. Сначала они работали с мамами, потом вовлекли в свою работу их детей – подростков с проблемами в поведении, которые тоже с удовольствием учились…

Ведется реальная общественная работа – это не просто компьютерное обучение, но и всегда еще что-то, связанное с жизненными навыками. Последние два года для нас с партнером самые важные направления — это трудоустройство и профессиональное развитие. Значение этой работы повысилось в связи с необходимостью преодоления последствий экономического кризиса и требованиями, которые связаны со стратегией модернизации страны.

Естественно, мы также рекомендуем, чтобы в Центре занимались просвещением в области информационного общества.

Сколько еще будет работать программа?

«Твой курс» будет действовать до конца 2012 года. Потом подведем итоги, и решим, что дальше. За 2010 год обучение только в рамках программы повышения компьютерной грамотности прошли уже 55 тыс. человек из 80 городов. И поток желающих пока не уменьшается.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий