«Доброштаб»: дружить и взрослеть


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Помощь пожилым людям — один из главных проектов владимирского молодежного волонтерского движения «Доброштаб», которое в следующем году отметит свою первую круглую дату – 5 лет. С 2011 года объединением руководит Мария Багаева. Учитель младших классов по профессии, она смогла легко найти общий язык и со старшеклассниками, которые сегодня составляют костяк объединения. Мария рассказала, что дает добровольчество школьникам.

Мария Багаева

Мария Багаева

Случайная неслучайность

Однажды в компании друзей я задала кому-то вопрос: а есть вообще такая работа, чтобы просто людям помогать? На тот момент я работала в рекламном агентстве. Но – как бы это объяснить? – я думала о том, что есть много профессий, результат которых незаметен, а есть работы, которые приносят видимую пользу. Мне было 24 года, и я размышляла, а что полезного на данный момент я сделала для других? Живу я, живу, мне хорошо, близким хорошо, а для других – что я сделала в этой жизни? Ко мне пришло понимание, что заботиться о близких и родных – это просто, а помогать чужим, незнакомым – это другое.

Тогда мне никто не ответил на мои вопросы. Но буквально через несколько месяцев я узнала, что в Управлении по делам молодежи Администрации Владимира нужен сотрудник, руководитель добровольческого направления.

Очень здорово, что мне подвернулась эта вакансия. Ведь незадолго до этого я даже не предполагала, что такие работы все-таки бывают. Вот такая случайная неслучайность.

Дружба поколений

Один из основных проектов «Доброштаба» – «Дружба поколений». Из центра социального обслуживания населения, от советов ветеранов поступают запросы – и мы помогаем. Самая горячая пора – это осень и весна, когда утепляются или моются окна. Но мы не захотели останавливаться только на бытовых нуждах, теперь мы еще и обмениваемся с пожилыми людьми всякими умениями.

Вот, например, одна бабушка хотела научиться делать себе маникюр, к ней пришла девочка, которая умеет, все рассказала, показала, научила. Другая женщина мечтала научиться рисовать, и к ней ходила волонтер заниматься с ней рисунком. Кто-то танцевать хочет под латиноамериканскую музыку…

У нас много талантливых ребят, и много талантливых бабушек. Но пока перевес здесь в сторону добровольцев, бабушки стесняются. Мы приходим с соцработником, та говорит: «Марь Иванна, ты же здорово вяжешь, показывай!» А Марь Иванна:  «Что уж я там хорошо вяжу…» – скромничает,  не считает свои удивительные творения чем-то особенным.

Мы также обучаем пожилых людей компьютерной грамотности. Бабушки оказались разной степени подготовленности: кого-то нужно было научить зарегистрироваться в социальных сетях, кому-то объяснять, как включить компьютер. Сейчас к проекту подключился Педагогический колледж, в котором выделен целый компьютерный класс. Наши подопечные туда приходят, а студенты – будущие педагоги – их обучают. Для них это тоже полезно, потому что ребята проверяют себя на стрессоустойчивость, осваивают искусство преподавания.

Такое общение – очень важно. Вечная проблема: старшее поколение ругает младшее, а младшее не принимает старшее. А тут они начинают лучше понимать друг друга. Молодой человек помог бабушке, совсем немного – а в ответ неподдельная радость и благодарность. Если доброволец увидел это от незнакомого человека, он начинает задумываться, должное ли внимание уделяет своим родным, ему хочется попробовать и в своей семье так.

Рост и взросление

Мне очень нравится работать со старшеклассниками. Для меня это было неожиданностью, но зачастую они намного ответственнее студентов. Я им безгранично благодарна за постоянную отзывчивость и безвозмездное участие. И мы говорим им «спасибо»: проводим конкурсы, как-то их отмечаем, возим в другие регионы и знакомим с другими добровольцами. Нам важно, чтобы они знали, что они – не одни.

Интересно наблюдать за своими ребятами, как они меняются, развиваются, придумывают новые формы работы.

У нас есть ребята, которые пришли в 8 классе, а сейчас уже заканчивают школу. Например, есть девушка – просто впереди планеты всей. Как только у нее появляется свободная минута, она звонит: «Мне надо чем-нибудь срочно заняться, к кому-нибудь сходить, кому-то помочь!» На ее долю поэтому выпадают довольно сложные, даже экстремальные случаи. Например, она ходила к одинокому ветерану Великой Отечественной войны, который живет… в сарае. Но она все, что он просил, делала, как могла, помогала. За свою работу в прошлом году она была отмечена на уровне города: стала единственным добровольцем-факелоносцем и наряду со спортсменами и представителями местных властей несла через Владимир огонь Универсиады.

Или еще один доброволец. Он в меньшей степени занят в акциях по помощи, но почти полностью занимается информационной поддержкой: замечательный журналист, пишет пресс-релизы, полностью ведет сайт, сейчас еще и графические редакторы осваивает. А ведь это все тоже важное направление работы!

Многие ребята от простых волонтеров доросли до организаторской работы. Мне кажется, они терпимее становятся. Инициативнее. Если вначале им было проще идти за кем-то, то сейчас они сами готовы брать инициативу в свои руки, предлагать и реализовывать свои идеи. Не знаю, что в большей степени на них влияет – может, добровольчество, может, просто взрослеют… Но хочется верить, что взрослеют в нужном направлении.

О трудностях и страхах

Сейчас многие ребята в 11 классе, и я этого 11 класса очень боюсь. У них, выпускников, определенно, скоро начнется другая жизнь… Это нормально. Кто-то останется во Владимире, кто-то уедет. Но трудно расставаться с людьми, к которым прикипел душой.

Трудно удерживать интерес новых людей. За актив, с кем мы уже прошли и огонь, и воду, и медные трубы, я не переживаю, а с новыми добровольцами нужно подружиться, найти особый подход, помочь им влиться в коллектив.

Трудно понимать, что ты мог сделать больше. Бывают такие ситуации… в которых ты не можешь помочь. В прошлом году нам очень много звонили, просили собрать денег на лечение тяжелобольных детей. Это обычно очень большие суммы. У нас были попытки, мы проводили акции, но это были такие капли в море. Трудно было осознавать, что это не в наших силах, и трудно признаваться в этом людям, после того, как ты это не сделал…

Но вот был зато такой дорогой для меня момент. В прошлом году мы организовали благотворительный базар. Весь город взбаламутили, притащили кучу поделок, ненужных вещей, сделали гаражную распродажу, а потом вырученные деньги передали в фонд помощи детям. Я вспоминаю подготовку к этому мероприятию как страшный сон: мы дневали и ночевали в управлении. А вот как-то встречались с ребятами, а они спрашивают: «А в этом году будет у нас базар?» Я говорю: «Нет, нет, я – пас!» А они: «Вы что?! Мы сами все сделаем, даже не переживайте!» Не знаю, сделают или нет, но готовы сами делать – это уже очень приятно!

Рабочий день вечером

Мне нужно было научиться вести за собой, стать таким человеком, который может побудить к чему-то. Это было не очень просто вначале, я не привыкла к такого рода функциям – я, скорее, хороший исполнитель, а не знаменосец. Тем не менее, для формата сегодняшней работы меня, вроде бы, хватает (улыбается).

С ребятами мы просто друзья – в этом, наверное, хитрость и кроется. Мы общаемся на равных – в пределах разумного. И мы часто проводим свободное время вместе. Есть вещи, которые нас объединяют кроме добровольческой работы.

Глазами мужа мой рабочий день выглядит так: на работе я ничего не делаю, прихожу домой и начинаю работать. Дело в том, что у нас в управлении всегда хватает работы. А вечером мои добровольцы возвращаются из школы, и у нас начинаются обсуждения доброштабовских вопросов в соцсетях. Не знаю, что бы мы без них делали – в социальных сетях очень удобно координировать работу.

Добрая воля и чудеса вокруг

У кого-то есть добрая воля, у кого-то – недобрая (смеется), а у кого-то воли нет… Добровольчество – внутренний порыв, желание быть нужным, полезным. Тут, наверное, разные могут быть мотивы, но первоочередной – понимать, что ты живешь не зря. Ты можешь на что-то влиять, делать полезное, при этом ничем не жертвуя, ничего не отрывая от себя. Пусть маленькими шажками, пусть это какой-то минимум, но ты делаешь это по доброй воле, тебя никто не заставляет. Есть время сегодня, есть возможность – ты сделал, помог.

Не нужно на износ, так, чтобы тяжело, чтобы не было сил моральных. Нужно обязательно оставлять какой-то ресурс для близких и для себя.

Лично я, чтоб отдохнуть, могу на велосипеде кататься, с друзьями встречаться, гулять, музыку слушать, по дому что-то делать. И читать. Недавно «Три товарища» Ремарка прочитала, хожу под впечатлением. А еще книга, которая меня покорила и помогла вернуться в нужное русло, – это «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова). Эта книга хороший якорь, она напоминает, что все тут не просто так, и это все уникальное, чудесное, что вокруг происходит, – а мы, такие дураки, этого не замечаем!

Серия интервью участников Школы общественного действия 2014. Школа организована фондом Андрея Первозванного. Цель школы – поддержка молодых общественных деятелей, а также содействие молодёжным социальным проектам в регионах России. В сентябре 2014 года прошёл двухдневный интенсив с презентациями, обсуждениями, мастер-классами, тренингами и семинарами. В них участвовали социальные проекты более чем из 30 городов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий