Ирина Седых: «Трудно оставаться безучастным, если понимаешь, что можешь помочь»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Благотворительный фонд «ОМК участие» создан в 2008 году акционерами и сотрудниками Объединенной металлургической компании – одного из крупнейших производителей труб в России. Фонд с первого дня возглавила Ирина Седых – супруга основного акционера ОМК Анатолия Седых.

portretФонд оказывает адресную помощь нуждающимся детям, помогает семьям в трудной жизненной ситуации, семьям, где воспитываются дети с особенностями развития. «ОМК-Участие» поддерживает внедрение современных методик в образовательной системе, проводит инклюзивные акции, а также закупает медицинское оборудование для больниц, ведет медицинские программы, организует арт-фестиваль в Выксе, Нижегородской области. Фонд работает на личные средства акционеров и сотрудников компании. Его бюджет в 2016 году составил 71 млн рублей.

Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие», рассказала «Филантропу», как бизнес-опыт помогает в работе в НКО, как лучше вовлекать детей в благотворительность и как фонд участвует в #ЩедромВторнике.

Справка о фонде «ОМК-Участие»
 Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-Участие» оказывает адресную помощь нуждающимся или попавшим в беду семьям и и детям.

«ОМК-Участие» оказывает постоянную помощь НИИ детской онкологии и гематологии и Российскому онкологическому научному центру им. Н. Н. Блохина. «ОМК-Участие» также закупает для РОНЦ медицинское оборудование, расходные материалы и химические реактивы. Фонд оборудовал три игровые комнаты в Онкоцентре и регулярно проводит в РОНЦ благотворительные акции для юных пациентов: концерты коллективов художественной самодеятельности «Дети – детям» и новогодние проекты с представлениями, творческими мастер-классами и спектаклями «С миру по ёлке». Фонд спонсировал проведение двух съездов детских онкологов России, издание журнала «Онкопедиатрия», сотрудничает с РОДО (Российской ассоциацией детских онкологов).

В рамках программы фонд создал портал «Детскаяонкология.рф» и поддерживает его работу.

Совместно с администрацией города Выкса Нижегородской области «ОМК-Участие» с 2013 года проводит серию мероприятий, направленных на улучшение качества жизни инвалидов города.

В рамках программы «Дети Чусового» «ОМК-Участие» помогает детям в моногороде Чусовом (Пермский край), где находится одно из предприятий ОМК — Чусовской металлургический завод.

Также фонд проводит новогодние представления для подопечных и друзей фонда в московском цирке Никулина. С 2011 года при поддержки фонда в городе Выкса Нижегородской области проходит международный фестиваль городской культуры «Арт-Овраг».

— Что для вас значит фраза «Я помогаю»?

— Я помогаю —  значит «Я делаю». Жалеть человека бессмысленно и не эффективно, потому что жалость – чувство, порой разрушающее, оно не помогает преодолевать трудности. Когда мы говорим «я помогаю» — это значит, что мы находим конкретные варианты решения проблем того, кто к нам обратился.

— Как вы решили создать собственный фонд?

— Лет 10 назад мы с мужем в самолете увидели в журнале обращение с просьбой о помощи ребенку, нужно было собрать весьма солидную сумму на операцию. Мы решили связаться сего родителями и передать им деньги. Но мы не смогли найти достоверной информации о семье: никто даже не мог назвать их фамилию. В конечном итоге нам удалось отыскать маму мальчика и выяснилось, что операции и не планировалось.

И мы подумали: «Стоп! А кому мы несем деньги?». Тогда мы и решили, что можем сами организовать фонд. Что и сделали.

Сейчас в фонде работает четыре человека — три в Москве и один в городе Выкса. Все проекты мы обсуждаем вместе. Для нас важно сделать не просто красивую историю, важно сделать то, что принесёт пользу. У нас много помощников: в таких делах одно сердце — хорошо, а много — лучше.

— Чем занимается фонд и как он работает?

— В фонде «ОМК-Участие» мы занимаемся адресной помощью семьям, в которых есть дети с особенностями в развитии. В основном это ребята с ограниченными возможностями здоровья. Большая часть таких семей – из городов, в которых работают предприятия Объединённой металлургической компании (ОМК).

Мы активно сотрудничаем с учреждениями, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из социально неблагополучных семей. Мы помогаем внедрению детского инклюзивного образования. Кроме этого, наш фонд сотрудничает с институтом детской онкологии и гематологии имени Блохина в Москве. Мы регулярно приобретаем медицинское оборудование и расходные материалы для его детского отделения и устраиваем праздники для его маленьких пациентов.

Мы создали и поддерживаем сайт «Детскаяонкология.рф», помогаем издавать журнал по онкопедиатрии. Мы являлись генеральными спонсорами двух общероссийских съездов детских онкологов. У нас также есть отдельный большой культурный проект – это фестиваль городской культуры в Нижегородской области.

«ОМК-участие» создан в 2008 году на личные средства акционеров и сотрудников ОМК. Главный источник финансирования — пожертвования ее руководителей и сотрудников. Через фонд в 2009-2015 годах получили помощь более тысячи нуждающихся семей. Также за это время мы смогли существенно расширить число наших благотворительных программ.

foto0

На благотворительной акции «Бантики и бабочки» в Доме ребенка г. Выкса

— Еще вы проводите очень интересный арт-фестиваль в Выксе. Что это за проект?

— Фестиваль «Арт-Овраг» в городе Выкса Нижегородской области в будущем году пройдет уже в седьмой раз. «ОМК-Участие» – инициатор и соорганизатор фестиваля. За время его проведения художники из разных стран создали на улицах Выксы почти сотню разных арт-объектов, в городе самая большая коллекция граффити, что превратило его в настоящий музей уличного искусства. Программа мероприятия очень обширная: архитектура, уличный спорт, театр, музыка, еда, экстремальные виды спорта. А в будущем году на фасаде одного из промышленных комплексов Выксунского металлургического завода будет создано граффити, которое станет самым большим в мире.

Мы стараемся сделать, так, чтобы охватить в фестивале как можно больше интересов молодежи и предоставить множество площадок для самореализации. Фестиваль решает важную проблему – уводит молодежь от вредных, опасных увлечений. Он помогает развивать городское пространство, способствует развитию туризма и мелкого предпринимательства.

Выкса — город очень интересный, один из старейших промышленных центров страны, с очень творческими людьми. Например, несколько лет назад мы проводили международный фотоконкурс «Один день из жизни ребенка», посвященный тому, как живут дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чем наполнен их день, чем интересуются, о чем мечтают. Выставка, кстати, объехала несколько российских городов и была показана в Брюсселе в здании европейской комиссии по экономике и культуре. В конкурсе могли участвовать все желающие, работы оценивали маститые фотохудожники. Мы получили больше тысячи фотографий из России и Европы. В конкурсе участвовал мальчик из Выксы, он инвалид, но это вовсе не помешало ему попасть в число лучших и его фоторабота вошла в шорт-лист. Во время проведения выставки в Москве он приезжал с мамой, чтобы получить призы.

Какие направления благотворительности вам близки, но остаются за рамками вашей работы в фонде?

— У нас много направлений помощи в самом фонде. Но бывает и так, что за содействием обращаются люди или учреждения, которым в рамках фонда мы не оказываем помощь, поскольку «ОМК-Участие» работает в городах присутствия компании. А помощь нужна и нужна сейчас. Например, в прошлом году мы с мужем по личной инициативе приобрели комплекты луп для классов специальной школы, чтобы облегчить учебу детям с плохим зрением.

Трудно оставаться безучастным, если понимаешь, что можешь помочь и решить задачу, на которую официальным путём через бюджеты на школьное оборудование может уйти масса времени, а ребенку некогда ждать, ему сейчас хочется погрузиться в прекрасный мир чтения и постижения этого мира.

Обсуждаете ли вы с вашим мужем благотворительные проекты? Беседуете ли с сыновьями на тему филантропии?

— Да, мы с мужем часто обсуждаем проекты фонда. Конечно, он не включен в каждодневный процесс работы «ОМК-Участия», но всегда в курсе главных событий и лично участвует в акциях фонда. Все решения относительно создания новых программ или закрытия старых мы принимаем вместе. Я часто рассказываю детям о фонде (они – старшеклассники). Иногда они с удовольствием помогают нам в качестве волонтеров, а также жертвуют на добрые дела часть заработанных летом денег.

Наверное, вы для детей здесь – настоящий пример.

— Дети реагируют только на то, что видят собственными глазами. Если в семье часто говорят о добрых делах, а потом подкрепляют это практикой, то это станет нормой для ребенка. Привить навыки филантропии детям можно только своим примером.

foto4

Концерт во дворе московского онкоцентра им. Н.Н. Блохина в рамках ежегодно акции фонда «Дети – детям»

Как вы считаете, что в благотворительности изменилось в лучшую сторону, а что еще предстоит сделать?

— Я думаю, что за последние годы благотворительность стала более системной, такой, как это принято в бизнесе. Сложность третьего сектора экономики состоит в том, что помимо системности, нельзя забывать и о душевном вкладе, поскольку мы в нашей работе имеем дело с людьми, находящимся в сложной жизненной ситуации и помочь решить их проблемы без правильного душевного настроя невозможно.

На мой взгляд, у благотворительности появилась ещё и образовательная функция. Помимо решения самых разных задач, фонды как профессиональное сообщество, имеющее дело с определённым кругом вопросов в жизни людей и общества, могут и, на мой взгляд, должны просвещать людей. Объяснять, что благотворительность — это не конфеты или неизвестно какой по счёту плюшевый мишка по случаю праздника. Конечно, на какое-то, очень непродолжительное время это подарит радость ребенку, но не решит его проблему пребывания в детском доме. А что нужно сделать, чтобы ребёнок не попадал в это учреждение? Это более глобальный вопрос, требующий системного подхода. Фонды должны объяснять людям, что одного лишь желания помочь, проявляя жалость, часто недостаточно.

Нужно выводить благотворительность на более высокий уровень понимания социальных проблем: решать трудности не только конкретного человека, но и группы людей. Сейчас этот процесс активно идет, и, уверена, будет развиваться дальше.

— Могли бы вы отметить какие-то наиболее актуальные сейчас тренды?

— Поскольку благотворительностью, в основном, занимаются люди, пришедшие из бизнеса, для них очень важно оценить эффективность того или иного предприятия. Сейчас, как мне кажется, самая горячая тема — как сделать благотворительность эффективной. В чем состоит эффективность в благотворительности, как и в чем ее измерить?

— Насколько представители бизнеса активны в этой сфере? Часто ли появляются новые люди?

— Стереотип о том, что фонды могут создаваться только крупными компаниями или только успешными людьми, разрушается. Люди начинают приходить к пониманию того, что они сами могут проявить инициативу и найти источники финансирования для своих проектов. С представителями бизнеса у нас сложились партнерские отношения, кто-то помогает через наш фонд, участвует в наших акциях и мероприятиях, приходит к нам со своими предложениями. Разумеется, бывает и так, что наши вчерашние партнеры открывают уже собственную благотворительную организацию, со своими программами и направлениями. И это — здорово!

Готово ли государство сегодня сотрудничать с бизнесом, чтобы помогать нуждающимся?

— Сотрудничество давно идет. Сегодня крепнет и показывает высокую эффективность связка: государство-бизнес-некоммерческие организации. Государство, многие его ведомства, выделяют гранты под конкретные благотворительные проекты НКО. Бизнес включён в эту работу, также учреждая грантовую систему сотрудничества с НКО и обучая сотрудников некоммерческого сектора системному подходу к работе.

Считаете ли вы, что благотворительность в России стала модной?

— Надеюсь, что в данном случае слово «модный» не имеет пренебрежительного оттенка. А если благотворительность станет модным трендом, то выиграет от этого только все общество. Но если «модный тренд» кому-то помог, решил задачу на системном уровне, что в этом плохого? Назвать это можно как угодно. Главное — результат.

foto2

Ваш фонд и ОМК участвует в «Щедром вторнике». Насколько вы считаете эту инициативу актуальной?

— Да, мы являемся партнером «Щедрого вторника». На 29 ноября у нас намечено более 30 благотворительных мероприятий. В них участвует и наш фонд, и сотрудники московского офиса ОМК, и работники предприятий компании в самых разных городах. В Москве фонд устраивает благотворительную «Рыжую ярмарку»: на ней можно будет расписать оранжевые ёлочные шары, которые потом будут украшать помещения онкоцентра, даря новогоднее настроение маленьким пациентам. А ещё будем продавать мармелад, апельсины, петушков на палочках, различные элементы декора — в общем, все, что бывает оранжевого цвета (оранжевый цвет является символом энергии, добра, оптимизма и радости, того, что поможет нашим маленьким подопечным справится с заболеванием). А символом нашей ярмарки является апельсин, в котором есть ещё и витамин С, такой нужный для иммунитета всех, кто проходит там лечение. Все вырученные деньги пойдут на покупку оборудования для московского онкоцентра.

Идея «Щедрого вторника» очень правильная: она объединяет абсолютно разных людей с общей благородной целью. И тогда ты начинаешь понимать, что добро — это мощная сила.

Как в России повысить доверие общества к благотворительности?

— Мне кажется, что информация, что люди не доверяют фондам, немного преувеличена. Люди хотят помогать и, по статистике у нас в стране помогает каждый второй. И это огромная цифра. Но не каждый рассказывает о том, что кому-то помогает. А зря, как мне кажется. Ведь твой пример поможет кому-то присоединиться к общему движению.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий