Системе Макаренко нужен новый Макаренко
Этот «человечище», как называл его Максим Горький, признан ключевой фигурой в истории педагогики благодаря беспрецедентному успеху в воспитании подростков-правонарушителей. 13 марта 1888 года родился Антон Макаренко. О том, как сегодня используется его наследие, «Филантропу» рассказала Людмила Альперн, замдиректора Центра содействия реформе уголовного правосудия.
За почти 20 лет работы в колониях Антон Макаренко пополнил педагогическую науку многочисленными доказательствами того факта, что «трудных» детей можно интегрировать в общество. Практически все его воспитанники, так называемые несовершеннолетние правонарушители, успешно реализовались в жизни; в пример можно привести Алексея Явлинского, героя войны, известного педагога. (А его сын Григорий основал партию «Яблоко»).Путь становления Макаренко изложен в его автобиографических произведениях. «Педагогическая поэма», самое известное из них, рассказывает историю колонии для несовершеннолетних правонарушителей им. Горького. Приехав в нищее криминальное село неподалеку от Полтавы в 1920-х годах, еще неопытный молодой учитель-коммунист Макаренко начинает строить новую жизнь в должности заведующего колонии. Его воспитанники – враждебные подростки с финками в карманах, воры и прочие маргинальные личности. Они наводят страх на воспитателей; Макаренко в первые месяцы боится расставаться со своим револьвером. Но со временем он строит дружный и созидательный коллектив из этих детей, опираясь на собственный ум и кулаки. Педагогическая наука, по его мнению, оказалась практически бессильной.
В колонии воспитанники сначала голодали, при чем наравне с воспитателями. Они строили хозяйство и быт, ловили рыбу, воровали, получали какое-то довольствие от местной бюрократии. Но уже в конце 1920-х годов они наладили собственное производство фотоаппаратов и электросверлилок; колония зарабатывала на этом немалые деньги.
В основе методики воспитания Макаренко лежит его представление о личности как органичной части коллектива, о ее развитии через общие интересы и труд. Макаренко никогда не копался в прошлых преступлениях воспитанников: «Мне удалось добиться того, что нам даже дел и характеристик не присылают: прислали к нам хлопца, а что он там натворил, украл или ограбил, просто никому не интересно», – пишет он в письме к Горькому, который после длительной переписки с горьковцами однажды посетил колонию лично. Метод Макаренко позволял колонистам избавляться от своих ярлыков, интегрироваться в коллектив и приобретать новую самооценку.
Макаренко был коммунистом. В своих сочинениях он расхваливает ключевые фигуры советского общества, критикует капитализм и ратует за улучшение системы социалистического образования. До 1936 года он работает помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР.
Ему был не чужд фирменный вандализм советской власти: «Мешают очень церкви, колокольни бывшего монастыря в самом центре нашей усадьбы, – описывает он территорию колонии в письме Горькому. – В главном храме совершаются служения, и мы представляем соединение двух стихий несоединяемых. Нужно много положить энергии, чтобы добиться сноса церкви». Энергии хватило: 212-летняя церковь была снесена. Стоит также заметить, что Горький был восхищен личностью педагога и всячески помогал ему, тогда как Макаренко очень обильно подслащивал свои письма «буревестнику революции» искренней лестью.
Со временем Макаренко получил мировое признание как ученый и писатель. Его портрет украшает почтовые марки СССР, по его произведениям снимаются фильмы, в его честь называют улицы. Но насколько его наследие реально применяется у нас в стране, где на сегодняшний день в воспитательных колониях содержится около 6 тыс. несовершеннолетних? “Филантроп” попросил рассказать об этом Людмилу Альперн, заместителя директора “Центра содействия реформе уголовного правосудия”.
Возможно ли сегодня внедрить систему воспитания Макаренко в колонии? Что этому мешает?Этому мешает формальный подход людей, которые выступают в качестве Макаренко. Его методика была рассчитана на него самого. В нее включались его личные качества и особенности – при этом условии она работала. А если человек не разделяет его взглядов и ценностей в полной мере, но применяет методику формально, она превращается в систему наказаний. Сейчас она и работает так.
У нас в детских колониях в основу воспитания была положена формальная сторона системы Макаренко. Она оказалась полностью выхолощена: так ее применить невозможно.
На Западе (я была в норвежских, французских тюрьмах) переводят Макаренко, читают и используют его опыт для работы с так называемыми трудными детьми. Для них это особенный опыт, особенный подход. Что конкретно они используют, я не могу сказать точно.
Есть ли какие-то позитивные примеры в России?
Бывают случаи, когда в колонию приходит человек с качествами более-менее аналогичными, и тогда что-то начинает меняться. Я видела людей добрых, которые к детям относятся с сердцем, чувствуют их проблемы, сочувствуют им.
Вообще, я воспринимаю систему Макаренко так: воспитатель становится во главе субкультурной иерархии детей, в частности, мужского рода. Он ее возглавляет и они признают его лидером. Но это очень большая редкость. Если бы это работало реально, а не формально, то, возможно, было бы приемлемо. Только надо искать таких людей. Если такой человек найдется, то, наверное, может получиться что-то близкое к Макаренко. Но в чистом виде лично я такого не встречала.
Что мешает находить таких педагогов – низкие зарплаты?
Дело в том, что в колониях работают отнюдь не педагоги. Это могут быть люди любых профессий, и они себя позиционируют как военные: они в мундирах, у них звездочки – они думают скорее об этом, чем о чем-либо другом. Они находятся в своей иерархии. То, что система так сильно военизирована – это одна из проблем.
Задача современной колонии – это скорее наказание, чем воспитание?
Да, конечно. Наказание и безопасность – две основные цели. Конечно, они знают обо всех поступках, которые дети совершили, обо всех так называемых преступлениях. Но это не значит, что они не могут видеть в ребенке что-то хорошее. Я знаю случаи довольно-таки мягкого отношения. Но это скорее исключение, чем правило.
Обычно встречается такой дидактический подход, когда все делается через нравоучения, какие-то приказы – это не льет воду на мельницу Макаренко. Проблема здесь еще в историческом опыте ГУЛАГа, который сегодня сказывается. Когда Макаренко работал, все не было военизировано до такой степени. Руководить должен человек, который работает с детьми, а не сотрудник системы, чья задача – детей разделять, контролировать и не давать им свободы действий. Это мое личное мнение.
Мы жили по этой системе.Бред какой то..Строй, неясно зачем труд, если все воруют.И т.д.Пусть желающие живут по этой системе, но не надо ее воскрешать.