«Они создают проблемы». Кто и зачем отправляет детей-сирот в психиатрические больницы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Принудительная госпитализация детей-сирот в психиатрические больницы в воспитательных целях носит массовый характер. Такой вывод, пишет «Коммерсант», позволяет сделать опрос экспертов и материалы предварительной проверки аппаратом уполномоченного по правам ребенка РФ центра содействия семейному воспитанию «Радуга» и детского отделения психиатрической больницы N 15.

больница

Прверка началась после громкого скандала: в марте 2015 года сразу в несколько ведомств — Следственный комитет (СК), Генпрокуратуру, Минздрав, аппарат уполномоченного по правам ребенка — поступило обращение, в котором говорилось о жестоком обращении с детьми в психиатрической больнице N15 города Москвы. К обращению были приложены фотографии, на которых отчетливо видны дети, привязанные к кроватям. На двух фотографиях зафиксировано, что лежащего в кровати ребенка привязывают два подростка.

Автор обращения Юрий Казадаев сообщал, что одного из привязанных подростков он знает лично — это несовершеннолетний Г. из московского «Центра содействия семейному воспитанию „Радуга“», который ранее назывался детским домом N46. По словам заявителя, Г. был отправлен из «Радуги» на принудительное лечение в психиатрическую больницу не по медицинским показаниям, а за «асоциальное поведение». Казадаев утверждал, что другие подростки из «Радуги» также жаловались ему на то, что руководство сиротского учреждения отправляет их в психиатрический стационар «за плохое поведение».

15 апреля СК начал доследственную проверку и обещают сообщить о первых результатах в ближайшее время. Служебную проверку проводит и департамент здравоохранения города Москвы. Заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников заявил, что «пока проверка ничего не показала, но она еще продолжается. Создается такое впечатление, что это была инсценировка, какая-то игра».

Кроме того, свою проверку ведут в аппарате уполномоченного по правам ребёнка. О том, что удалось выяснить на этот день, подробнее можно узнать из материала «Коммерсанта». Проверяющие не исключают, что, вместо того чтобы оказывать трудным подросткам необходимую помощь, сотрудники центра «Радуга» «в карательных целях» направляли их на принудительное лечение. Только в 2015 году пять подростков из «Радуги» побывали в психиатрической больнице.

Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов сообщил в интервью изданию, что знает о случаях необоснованной принудительной госпитализации детей в психиатрические больницы, отметив, что они происходят по всей стране. Например, в июне 2011 года в Хакасии Астахов побывал в детском отделении психиатрической больницы города Черногорска и обнаружил там 14 несовершеннолетних из интерната города Аскиз. На вопрос «За что вы здесь?» многие дети отвечали: «За плохое поведение».

В психиатрическую больницу могут отправить не только за плохое поведение, но и на каникулы. Один такой пример приводит в материале «Коммерсанта» педагог Юрий Каздаев. «Никто не хочет связываться с „трудными“ или больными детьми в лагерях, они создают проблемы, — говорит он. — У нас в интернате был мальчик Миша с гемофилией — если он падал и разбивал коленку, кровь было трудно остановить. Из-за этого его не хотели брать в лагерь, и каждые летние и зимние каникулы он проводил в психиатрической больнице. Когда все дети из интерната уезжают в лагерь, сам интернат не работает и жить там нельзя. Единственная альтернатива — психиатрическая больница».

«Мы с коллегами неоднократно слышали о том, что детей отправляют в психиатрические больницы на каникулы, — говорит и Роман Дименштейн, председатель правления московского Центра лечебной педагогики (ЦЛП). — То есть, с одной стороны, туда кладут детей в наказание за „плохое поведение“, с другой — на время летних каникул, чтобы облегчить жизнь воспитателям в лагере. Это с дисциплинарной точки зрения мощнейший способ воздействия: „Если хорошо себя ведешь, поедешь в лагерь, а плохо — в психбольницу“. Такая вот система управления».

Изменить систему насилия можно, только выстроив новую систему образования сотрудников детских домов и новую систему правил в самих детских учреждениях, полагает Роман Дименштейн: «Те, кто не согласен принимать эти правила, пусть увольняются, а на их место приходят новые люди, получившие качественно другое образование».

1 comment

Add yours
  1. Саша

    Являясь волонтёром детских домов, наблюдаю, как нормальных детей отправляют в психиатрические больницы на 40-45 дней. Им там дают мощные препараты, которые негативно сказываются в дальнейшей жизни детей. ПРИМИТЕ МЕРЫ, ПРОКУРАТУРА! Женщины-воспитатели не справляются с воспитанием подростков, и проще, отправить их в психиатрические больницы. О том, какой вред ребёнку это несёт, никто не задумывается и не несёт ответственности.

Добавить комментарий