«Встретимся в суде»: Международный День инвалида – далеко не праздник


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Равные возможности для инвалидов

Фото с сайта www.vmdaily.ru

3 декабря — международный день инвалидов. Еще в мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В этом международном документе провозглашается недопущение дискриминации по признаку инвалидности и активную интеграцию таких людей в общество. Однако по-прежнему за самые базовые права, которые, например, выпускнику обычного детского дома в абсолютном большинстве случаев удается реализовать, человеку с инвалидностью приходится бороться с огромной машиной соцобеспечения – и далеко не всегда успешно. Так, выпускники детских домов-интернатов с множественной инвалидностью после достижения 18 лет, как правило, не могут, наравне с другими выпускниками, получить жилье и начать самостоятельную жизнь.  В петербургской благотворительной организации «Перспективы» решили, что такую ситуацию нужно менять на законодательном уровне.

Да, люди которые проживают в интернатах, абсолютно разные — кто-то способен получить квартиру и при наличии пандусов прекрасно жить самостоятельно и приносить пользу обществу. Кто-то имеет серьезные  умственные нарушения и никогда не сможет жить самостоятельно, ему необходимо соответствующее сопровождение, но если это сопровождение есть, он также может жить в своем доме, в квартире, в городе. Только единицам на самом деле необходимы специальные условия… Но часто мечта о жизни в месте, которое сможешь называть Домом, мечта о том, чтобы пригласить друзей на обед и самому покупать в магазине продукты для него, не может осуществиться  — именно под предлогом заботы о человеке.

Несмотря на то, что существуют государственные гарантии права на жилье для детей-сирот, для людей с инвалидностью предусмотрено дополнительное условие: по ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилье предоставляется только в случае, «если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни». На практике это приводит к тому, что государственные органы могут отказать человеку в предоставлении жилья, если решат, что он по своему физическому или психическому состоянию не сможет жить самостоятельно. Понятно, что выпускники детских домов с тяжелой инвалидностью, не имеющие своего жилья и каких-либо возможностей его приобрести, в этом случае вынуждены всю жизнь проводить в интернате – что сейчас повсеместно происходит на практике. Принимая решение, государственные органы и эксперты, оценивающие «самостоятельность», отказываются учитывать, что практически любой человек , проживший всю жизнь в стенах закрытого учреждения, будет нуждаться в помощи и сопровождении в реальной повседневной жизни. При этом возможность оказания такой помощи уже есть в государственной системе (система предоставления социальных услуг на дому), её предоставляют некоммерческие организации, сопровождающие выпускников интерната… А ведь у ребят, как правило, есть также и просто знакомые и друзья, и они готовы оказывать им помощь в решении повседневных проблем.

Например, в деле старого знакомого «Перспектив», Александра М. – выпускника детского дома с для детей с инвалидностью, который живет в одном из интернатов города, — районная администрация и суды двух инстанций уже отказали в предоставлении квартиры, сославшись на то, что Александр не может «жить самостоятельно». И хотя Александр передвигается на коляске, он самостоятельно и при поддержке юристов длительное время собирал множество документов, обращался в разные государственные органы, посещал многочисленные судебные заседания, отстаивая свое право жить не в интернате.

В результате при поддержке «Перспектив» Александр обратился в Конституционный Суд с жалобой на нарушение своих прав требованием обжаловать зафиксированную в законе формулировку — ведь именно на своеобразном толковании некоторыми органами статьи  17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и основывались все отказы. Собственно, даже признанные специалисты в области медико-социальной экспертизы отмечают, что не существует общепризнанного термина «самостоятельный образ жизни» , не говоря уже о методике его определения. Индивидуальная программа реабилитации по сути не должна ограничивать права человека с инвалидностью, а имеет рекомендательный характер, в реальности же  сейчас для выпускника детского дома его ИПР может стать основанием для отказа в реализации прав на жилье! Напомним, что у одной из подопечных «Перспектив» уже есть опыт успешного рассмотрения Конституционным Судом одного из важнейших вопросов жизни людей с тяжелой инвалидностью: возможность для человека с умственными нарушениями  либо быть полностью дееспособным, либо полностью лишенным прав был признана противоречащей Конституции.

Однако и нынешняя проблема далеко не мелочь: сегодня в России около 300 тысяч людей вынуждены жить в психоневрологических интернатах. В Петербурге статистика также впечатляющая: у нас в городе таких интернатов 8, в них проживает более 6 тысяч человек. Очередь в учреждения пополняется с каждым годом — с 18 лет дети, выросшие в детских домах для детей с нарушениями в развитии — таком, как Павловский Детский Дом — переводятся в интернаты для взрослых. Там им суждено провести весь остаток своей жизни. Для кого-то это 30-50 лет. Большинство проживающих в интернатах людей не покидают стен здания в течение всей жизни и не могут выйти в город из-за отсутствия необходимого сопровождения (например, те, кто на колясках) или из-за чрезмерной осторожности администрации интерната. У них нет никакой занятости. Живут они на отделениях, напоминающих больницу, где находятся только люди того же пола. Окружает их опять же почти исключительно медицинский персонал.

А среди прочих молодых инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, есть и те, чье интеллектуальное развитие соответствует норме, но они были оформлены в детские заведения для детей-инвалидов без разбора: достаточно было иметь серьезные физические нарушения — и ты клиент психоневрологического интерната.

Нам кажется важным, чтобы эта проблема была озвучена и так или иначе нашла свое решение – на уровне законодательства или на уровне практики, — в интересах наиболее уязвимых и социально не защищенных граждан – выпускников детских домов с тяжелыми нарушениями здоровья.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий