Что вы знаете о религиозной благотворительности?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Тина Канделаки, Сергей Проханов, Любовь Слиска, Ольга Свиблова, Максим Шевченко и другие известные люди отвечают на вопрос номера «Денег и Благотворительности».

Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций

Сергей Попов. Фото с сайта www.patriarchia.ru

На самом деле, это очень объемное понятие, потому что религиозная благотворительность имеет несколько составляющих. Во-первых, это благотворительность в пользу религиозных организаций, то есть пожертвования на строительство и убранство храмов, на создание всевозможных условий для помощи в организации воскресных школ и тому подобное. Во-вторых, это благотворительность, которую осуществляют сами религиозные организации, например, бесплатно обеспечивая питанием неимущих, создавая на собственные средства детские дома, приюты для тех, кто не имеет жилье, и вообще осуществляя массу подобных социальных проектов.

Что касается распространения веры, так это совершенно другое направление, которое называется миссионерством. Соответственно, к благотворительности это не имеет никакого отношения, и соединять это – значит, подменять одно понятие совершенно другим. Каждая конфессия самостоятельно подходит к вопросу миссионерской деятельности и самостоятельно занимается ею.

Могу с уверенностью сказать, что социальные программы РПЦ и других конфессий очень и очень эффективны. Ведь не случайно этой проблеме около года назад специально было посвящено заседание Совета при президенте России, на котором представители всех конфессий очень подробно рассказывали и о формах, и методах, и о примерах такой работы. Например, именно у церкви лучше и эффективнее всего получается бороться с наркоманией и алкоголизмом.

Вообще говоря, у каждой конфессии есть специальная социальная программа. Например, такой мощнейший документ есть у РПЦ. Такие же программы есть и у мусульман, и у протестантов, и у католиков, у буддистов. А вообще говоря, среди всех видов деятельности любой церкви социальное направление стоит на третьем месте. Первое — это, конечно, распространение веры и, собственно, работа с верующими. Во-вторых, это вопрос кадров. Что касается социального служения, так это тоже очень важное и серьезное направление. В качестве примера могу сказать следующее. В Подмосковье есть известный патриарший монастырь Оптина Пустынь. Так вот в летний период времени там ежедневно и бесплатно кормят более тысячи человек! Все мы должны понимать, насколько важна и серьезна роль религиозной благотворительности и та огромная работа, которая проводится РПЦ и другими конфессиями. А ведь некоторые факты такой работы просто поражают! Например, несколько лет назад в Перми на пожертвования построили специальный приют для бездомных и больных наркоманией. Мало того, там очень высокий результат лечения таких больных. Кстати, подобные деяния характерны для всех христианских церквей. Естественно, социальные программы есть и у мусульман. Эта конфессия тоже очень сильно работает, скажем, в том, что касается помощи детям и многодетным семьям. А вообще стоит только выехать в Подмосковье и просто поинтересоваться, как живет тот или иной храм. И можно узнать много интересного, например, то, что на все крупные религиозные праздники малоимущим семьям обязательно делаются подарки. Также проводятся всевозможные концерты, специальные мероприятия для детей, в том числе и при подготовке к новому учебному году. То есть постоянно идет многоплановая и многовекторная работа, причем, она ежегодно нарастает по всей стране и по объемам, и по масштабам. Когда мы обсуждали закон о социально ориентированных некоммерческих организациях, то приняли поправку, что религиозные организации тоже должны попадать под действие этого закона.

Михаил Ардов, протоирей

Михаил Ардов. Фото с сайта www.expert.ru

Настоящая религиозная благотворительность предполагает некие душевные порывы. Например, до революции в городах России не церковные иерархи, не попы и не православные предприниматели, а совершенно простые люди в первый день Пасхи посещали тюрьмы и приносили заключенным какое-то угощение, чтобы они тоже чувствовали и видели этот праздник. И это было очень свойственно православному русскому народу. Анна Ахматова говорила, что в России жалеют заключенных и пьяниц, а на Западе нет и тени этого. Думаю, что она имела в виду старую Россию, потому что для советского человека это уже перестало быть свойственным, и от заключенных они бегали, как от чумы. Видимо, советские люди боялись, что если они будут общаться с заключенными, то их могут тоже арестовать. А сейчас в России, к сожалению, сопоставимое число и заключенных, и православных. И тем не менее есть такие люди (и я даже знаю их), которые, что называется, действительно ударяются сердцем о чужое горе и хотят помогать. Боюсь, что в наше время все это большей частью связано с так называемым пиаром и некими рекламными акциями. Это сейчас пронизывает и все наше общество, и все церковные структуры.

Максим Шевченко, телеведущий, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира

Максим Шевченко. Фото с сайта www.archipelag.ru

Сама природа христианской церкви заключается именно в том, чтобы творить благо. Поэтому мне кажется просто диким, когда отделяют какие-то специальные мероприятия от того, что является соприродным самой церкви. Природной задачей церкви органически и является именно то, что для других, скажем, для власти и бизнесменов не является обязательным. Если профинансировать детский дом или позаботиться о больных и неимущих является для представителя бизнеса актом благотворительности, то для церкви это обычное и естественное деяние, которое не надо особенно выделять и пиарить. Я знаю очень многих людей, кто, видимо, исходя из своего понимания православной веры, опекает детские дома, помогает больным людям и так далее. Но дико и странно смотрится другое: когда этого не делает церковь, скажем, не ухаживает за больными, не осуществляет опеку над психиатрическими лечебницами и детскими домами и так далее. Вот тогда-то и нужно говорить об этом! А когда церковь это делает, то так и должно быть. Чем же еще ей заниматься, как не этим?.. Однако церковь – это, прежде всего, люди. Это же не бизнес-организация и не политическая партия, и в ней нет такого единоначалия, какое есть в этих структурах. И, конечно, такая работа должна осуществляться на систематической основе: церковь, по крайней мере, в христианских регионах нашей страны может иметь право взять опеку над такими заведениями, которые раньше и назывались богоугодными попечительскими заведениями. Мне это кажется абсолютно правильным. В свое время Петр I обязал монастыри ухаживать за инвалидами, за ветеранами войн и за больными людьми, в том числе и помешанными.

Отвечая на ваш вопрос о том, чего больше в благотворительности – собственно, помощи сирым и неимущим или распространения своей веры, могу сказать следующее. Само понятие «благотворительность» по отношении к церкви звучит просто дико! Церковь сама по себе, по идее, является актом благотворительности. И кто сказал, что надо делать добро и оказывать людям помощь, стиснув зубы и не разговаривая с ними?.. Почему человек при этом, собственно говоря, не может проповедовать Христа или другую веру? По-моему, очень естественным является то, что христиане, оказывая помощь, говорят о христианстве.

Тина Канделаки, телеведущая, член Общественной палаты

Тина Канделаки. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

По-моему, обсуждать некие благотворительные акции Русской православной церкви (скажем, когда ее представители недавно ездили помогать бомжам и тяжело больным), нужно не нам, простым мирянам, а тем, кому РПЦ действительно помогла. Но если такая акция была, это еще раз подчеркивает, что все мы равны перед Богом. В рамках объяснения, что такое «хорошо» и что такое «плохо» и что Бог помнит обо всех, подобные акции, конечно, правильны. А в рамках обсуждения того, что важнее – помогать тем, кто находится на самом дне социума, или тем, кто несколько повыше… Знаете, об этом говорить можно очень долго. Но, повторяю, не нам, простым мирянам…

Артем Тарасов, генеральный директор Института инноваций

Артем Тарасов. Фото с сайта www.bankir.ru

Что касается благотворительной помощи бомжам, тяжелобольным старикам, неимущим, сиротам и так далее, то этим занимается не только церковь. По-моему, благотворительность церкви всегда рассматривалась как организация помощь самим приходам, как развитие церквей, строительство храмов и тому подобное. В свое время я занимался одним очень интересным проектом, который очень успешно был реализован; кстати, мы это придумывали буквально с нуля. В Лондоне, был открыт русский женский монастырь, а началось это с того, что из РПЦ в помощь настоятелю английской православной церкви отцу Василию (англичанину) была послана матушка Феодосия. Именно она, обратившись ко мне, и решила открыть там женский монастырь. Я обратился в Союз православных предпринимателей, где, оказывается, работал бывший генеральный директор УПДК, а потом вышел на посла России в Англии.  Сначала мы решили открыть этот «филиал монастыря» в Доме приемов посла — просто посчитали удобным, потому что этот дом находится в 200 км от Лондона, а посол приезжал туда только два раза в год. Да и территория была впечатляющая  — 20 га! Но потом все-таки решили открыть его в другом месте, с которым, кстати, нам помог принц Чарльз. Вот мы и открыли его, причем, на деньги, собранные русской общиной православной церкви Англии. По-моему, это и была чистой воды благотворительность! Также благотворительностью в Англии занимался один из потомков Толстых, устраивая знаменитые ежегодные балы под названием «Война и мир» и собирая таким образом деньги для русской православной церкви, которая тогда, правда, была еще отделена от РПЦ. На эти деньги в лондонском районе районе Чизвик и была построена церковь. Кстати, это одна из самых красивых православных церквей Англии!

Кроме того, что на Западе благотворительность строится на личной активности граждан, там еще существует целый ряд так называемых фандрайзинговых компаний, которые  профессионально привлекают деньги в благотворительные проекты. К сожалению, подобная деятельность в России просто не существует; во всяком случае, я про нее не знаю. Эти организации имеют огромное количество технологий, направленных на то, чтобы направить деньги от богатых людей именно на благотворительность. Они и сотрудничают с Красным крестом, и осуществляют отдельные проекты помощи детям, и просто помогают в экстренных случаях, например, тем, кто не так давно пострадал от землетрясения в Китае. И, конечно, они работают и на церковь. То есть эти компании профессионально занимаются сбором денег, при этом, если нужно, иногда устраивая для привлечения средств даже какие-то шоу. Также в рамках существующего законодательства они используют еще какие-то специальные приемы, которые требуются, а потом адресно направляют собранные средства. На самом деле именно так в современном мире и осуществляется благотворительность. В свое время я тесно сотрудничал с нашей РПЦ, где существовала компания, которая устраивала различные выставки, оплачивала паломнические поездки христиан по всему миру, ремонтировала помещение для Патриарха и так далее. Также она издавала церковные книги и, конечно, занималась благотворительностью.

Там была матушка Елена — очень, кстати, продвинутая женщина, а компания эта располагалась в Донском монастыре, прямо в резиденции Патриарха. Матушка Елена собрала команду, которая называлась «Союз православных предпринимателей», куда пришло очень много людей из бизнеса. Их тогда благословил сам Алексий II, и, по-моему, они там работают до сих пор. Мало того, он потом и награждал их за то, что они помогали церкви. Кстати, матушка Елена просто мечтала найти фандрайзинговую компанию, которая нашла бы способы – как светские, так и церковные – по привлечению денег. И очень много людей на все это делали тогда свои пожертвования.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский дом фотографии»

Ольга Свиблова. Фото с сайта www.snob.ru

Я знаю такую акцию – Пасхальный фестиваль Гергиева, и это мне очень нравится! Сама я не взаимодействую с церковью, но считаю, что она должна молиться. Вот и пусть молится, а для меня Господь живет в другом месте. Но есть волонтеры, которые работают во благо других, и, как говорится, бог им в помощь.

Любовь Слиска, заместитель председателя Госдумы

Любовь Слиска. Фото с сайта www.l-24.ru

Такой благотворительности очень много. Например, очень много приютов, куда могут пойти одинокие люди и где их всегда примут. Дома престарелых при монастырях называются богадельни, и я знаю очень много подобных богоугодных заведений, где монахи и монахини ухаживают за одинокими и беспомощными престарелыми людьми. И очень много людей спасается там от такого страшного состояния. Так же я знаю, что есть очень много приютов для детей, где они спасаются от своих страшных родителей. Сейчас церковь действительно уделяет этому очень большое и серьезное внимание. Церковь и благотворительная деятельность просто не разделимы. Церковь дает благо, и это естественно. Господь говорил: «Творите добро!» — вот церковь его и творит, потому что благо – это и есть добро. И еще. Я сама занимаюсь вопросами благотворительности и вижу, что сейчас она исходит от очень многих, даже от тех, кто сильно нагрешил в «лихие 90-е». Конечно, Бог взяток не берет, но те монастыри и храмы, на которые эти ребята дают деньги, все-таки останутся людям, и, может быть, на Божьем суде они и получат какое-то снисхождение.

Александр Проханов, писатель

Александр Проханов. Фото с сайта www.specletter.com

Прямая обязанность духовенства – опускаться в бараки к несчастным, немым и прокаженным. Это же Христова заповедь, и Христос всегда опускался к нищим, к обиженным судьбой, к неизлечимо больным и прокаженным и творил там свое чудо. Поэтому духовенство, которое должно повторять христову судьбу и христово дело, и идет в эти миазмы. Но не для того чтобы оказать некие услуги и, скажем, создать там более комфортное пребывание, а чтобы действительно спасти их, подать им руку и приподнять от безнадежности. То есть попытаться исцелить их духовным словом и делом. Именно так я и понимаю задачу церкви, которая идет в самые несчастные низы нашего бедного мира.

По-моему, церковное движение к обездоленным не имеет никакой иной цели, кроме духовной опеки и духовного окормления всеми забытых людей. Например, стало почти нормой то, что при монастырях создаются приюты для сирот, наркоманов, детей из сложных семей, причем это не афишируется и на этом не делают ни пиара, ни денег. То есть это входит в некий ритуал религиозного бытия и содержания. И если монастыри сейчас стали богатеть и у них появились излишки, то они их стали  тратить на … я не хочу сказать «благотворительность», — на помощь и на окормление обездоленных мира сего. И это хорошо.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий