Государство и третий сектор: глобальный взгляд


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Джон Лоу, исполнительный директор CAF, написал колонку для Huffington Post. Ее смысл передается в названии: «Правительства должны больше стараться, чтобы помочь благотворительным организациям завоевать общественное доверие». Оказывается, проблемы во взаимоотношениях между третьим сектором и государством есть не только в России. Мы приводим перевод текста Джона Лоу.

Джон Лоу, исполнительный директор CAF

Джон Лоу, исполнительный директор CAF. Фото с сайта thirdsector.co.uk

Как бы выглядел мир, если в будущем миллионы людей, поднявшихся от бедности к достатку, часть своего времени и денег потратили бы на благотворительные цели? Мы подсчитали, что к 2030 году стремительно растущий средний класс сможет предоставить почти четверть триллиона долларов в год ($250 млрд.) для благотворительности, жертвуя всего лишь 0,4% своего дохода (данные приблизительные и в среднем за год, для Великобритании). Но чтобы такое будущее стало реальностью, правительства должны создать среду, в которой благотворительные организации получат доверие общественности. К сожалению, в очень многих странах благотворительные организации оказываются в атмосфере подозрений и репрессий. Медвежья государственная политика и политизация регулирования благотворительности подрывает доверие общественности, имеющее жизненно важное значение для развития благотворительного сектора, а также и гражданского общества в более широком смысле.

Международные различия в количестве волонтеров и пожертвований на благотворительные цели не могут быть объяснены только уровнями экономического развития стран и их безопасности. Правительства различных стран в значительной степени способны укрепить или подорвать фундамент доверия общественности к благотворительным организациям. Слишком многие правительства создали обстановку подозрительности, в которой с помощью негативной риторики разрушается доверие общества и создаются нормативно-правовые барьеры, — эту ситуацию будет достаточно трудно потом исправить. В нашем новом докладе «Строим доверие для благотворительных пожертвований» (Building Trust in Charitable Giving) мы исследуем эту отрицательную тенденцию и предлагаем ряд рекомендаций, которыми следует руководствоваться правительствам в формировании общественного доверия к благотворительным организациям, особенно в тех странах, где экономика быстро меняется.

Чрезмерная отчетность и жесткое регулирование благотворительных организаций, как это видно на примере Норвегии и Индонезии, могут задушить мелкие общественные организации, которые должны быть основой развития гражданского общества. В таких странах, как Белоруссия и Алжир даже регистрация благотворительной организации так затруднена, что это становится невозможным для большинства из них. Отсюда следует, что благотворительные организации не становятся значимыми для простых людей, а потенциал небольших общественно ориентированных организаций существенно ограничен. Важно, чтобы правительства создавали такой режим регулирования благотворительных организаций, который был бы пропорционален размеру этих организаций и проводимых ими мероприятий.

Многие страны также попали в ловушку в связи с изменяющимися потребностями благотворительных организаций. Поскольку благотворительный сектор развивается, его регулирование становится все более сложным. В результате увеличивается потребность в эффективной коммуникации между регулирующими органами и благотворительными организациями. Скандал вокруг The Cup Trust в Великобритании можно частично объяснить ошибками в коммуникации регулирующих структур, а попытки улучшить регулирование в Южной Африке были затруднены плохим исполнением этого намерения и неспособностью слушать благотворительные организации.

В Австралии политизация регулирования угрожает подорвать общественное доверие к благотворительным организациям. Комиссии по делам благотворительных и неприбыльных организаций, созданной в 2012 году, угрожает закрытие после смены правительства. Такая нестабильность снижает доверие в регулировании благотворительных организаций, и поэтому мы считаем, что консенсус должен быть достигнут до таких значительных политических событий. Для поддержания общественного доверия к благотворительным организациям важно, чтобы различные правовые нормы и регулятивы благотворительности не становились политическими футбольными мячами или полем боя.

Я глубоко обеспокоен растущей глобальной тенденцией сокращения возможностей для благотворительных организаций к получению иностранных средств. Международный Центр некоммерческого закона в прошлом году выявил 14 стран, где правительства осуществляют политику ограничения трансграничной филантропии. Особую озабоченность вызывает недавно принятый в России закон, который требует, чтобы все благотворительные организации, получающие средства зарубежных фондов и очень расплывчато определяемые как «ведущие политическую деятельность», зарегистрировались в качестве «иностранных агентов». Такие законы не только парализуют различные организации, получающие средства из-за рубежа, но также ставят под сомнение и эффективность всей нормативной архитектуры.

Наконец, следует выразить сожаление, что слишком многие правительства приняли такие правовые формы для благотворительных организаций, которые не отражают традиционные и глубинные формы благотворительности. Многие из правовых норм и даже язык, используемый правительствами в странах с развивающейся экономикой, фактически не признают неформатные, но яркие виды гражданского общества, которые должны составлять основу для развития благотворительного сектора. А именно им доверяют. Помимо прочего, благотворительные организации, работающие за границей, должны быть приняты в расчет правительствами, — в той степени, насколько они способствуют укреплению доверия к отечественному благотворительному сектору.

Если мы хотим сделать мир лучше, мы должны мобилизовать коллективную щедрость своего народа. Но если правительства будут продолжать подрывать доверие общества к благотворительным организациям, возможность вовлечь в филантропию новое «золотое поколение» среднего класса будет упущено.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий