От них плохо пахнет


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Что-то странное происходит в отношениях между московскими властями и бездомными. А также и в отношениях властей с благотворительными НКО, работающими в этой сфере.

Фото с сайта http://oho.lv

Фото с сайта http://oho.lv

Недавно полиция хотела арестовать сотрудников автобуса православного благотворительного фонда «Помощник и покровитель», которые несколько лет постоянно кормят и оказывают первую помощь бездомным в разных местах Москвы. Автобус прибыл к станции метро Нагатинская, однако покормить бездомных и передать им необходимыми вещи не удалось.

К сотрудникам подошел в человек в сопровождении двух полицейских, который объявил себя представителем районной управы. Он в ультимативной форме потребовал документы на организацию помощи. Ему предложили связаться с директором фонда, руководителем направления помощи бездомным Синодального отдела по церковной благотворительности РПЦ Ильей Кусковым. Представитель управы говорить по телефону отказался и передоверил дело полицейскому. А тот потребовал от Ильи Кускова привезти разрешающие документы и пригрозил в противном случае арестовать сотрудников автобуса.

«Никаких специальных разрешений на раздачу благотворительной помощи по закону не требуется, — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский. — Даже если власти хотят проверить устав организации, другие документы, они могут это сделать, направив официальный запрос в адрес организации. Сейчас мы разбираемся в ситуации. Надеюсь, представители московских властей объяснят этот неприятный инцидент».

Пока объяснений не последовало. Я специально выждал 3 дня, чтобы написать эту заметку. Фокус в том, что, действительно, никаких специальных разрешений на раздачу благотворительной помощи по закону не нужно. Но давайте посмотрим на динамику этой истории, на то, как развивалась ситуация до явления этих чудесных вежливых людей.

То, что нынешние столичные власти не любят бездомных, давно известно: храму Космы и Дамиана в Шубине, который одним из первых начал их кормить и подлечивать, мэрия официально запретила это делать еще несколько лет назад — церковь располагается практически напротив Мосгордумы, бездомные портят гордумный вид.

Кто кормится в храме Космы и Домиана? Бомжи, профессиональные попрошайки, мигранты? Нет, если верить, например, этой статье в «Комсомольской правде».

«Клавдия Александровна Емелина рассказывала о своей ситуации:

— У меня есть квартирка на «Тушинской». Но у меня выкрали все документы, и на жилье тоже. Родни нет. Потом про церковь эту узнала… Паспорт восстановила, пенсии не хватает, я сюда приезжаю. А на квартиру бумаг-то нет… Так и живу в ней на свой страх. Надо быть Дарьей Донцовой, чтобы все мои мытарства описать.

***

— Местные жители и жаловались властям, что бездомные портят внешний вид города, моют ноги в фонтане, доедают обеды в подъездах. — рассказал КП отец Александр, который десять лет назад организовал бесплатное кормление нуждающихся».

В июле 2012 года в Моске началась борьба с бездомными: полицейским было приказано круглосуточно патрулировать места возможного появления бездомных – парки, скверы и привокзальные территории. Пойманных отправляли либо в центры социальной адаптации, либо – просто никуда. Так власти воспользовались жалобами местных жителей, которые якобы слезно просили избавить их от общения с бродягами.

Вытеснение бомжей из центра столицы началось тогда с “территорий массового пользования», как сказал пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов. По его словам, адресный перечень таких мест был четко определен: ”Район станции метро “Баррикадная”, рядом с зоопарком, Чистые пруды, район трех вокзалов и другие».

А в 2013 избавить Москву от бродяг и бездомных году решили с помощью нового закона о ресоциализации. Департамент соцзащиты Москвы подготовил пакет законопроектов, направленных на борьбу с бродяжничеством. Бездомных предполагается регистрировать, выдавать документы, помогать с жильем и работой. А за нежелание социализироваться — назначать реальное наказание.

Суть этого законопроекта состоит в том, чтобы наделить определенную часть бездомных и бродяг юридическим статусом. Бездомный, в соответствии с этим законом — гражданин, не имеющий возможности проживания в жилом помещении или тот, у кого нет регистрации по месту жительства или пребывания. Таким людям предлагается обратиться в центры ресоциализации и заключить с властями соглашение. В обмен они получат временную регистрацию и, возможно, смогут устроиться на работу, и даже получать пенсию и голосовать.

Следует сказать, что разделить бездомных на «истинно бездомных» и «злонамеренных бомжей» трудно. И последовательные гражданские активисты такое разделение отрицают: Например, А. Никифоров, координатор программы помощи бездомным в Москве организации «Врачи без границ», считает : «Бездомные или бездомные граждане — такое определение наиболее адекватно отражает положение сотен тысяч наших соотечественников, не имеющих жилья. Мы стоим на позиции, отрицающей само понятие „БОМЖ“, как порочащее честь и достоинство человека».

Та же точка зрения, например, у М. Сигутиной из Ростовского госуниверситета: «…следует признать существования бездомности и бездомных, а не лиц без определённого места жительства и занятий. Бомж — это не просто аббревиатура, это — подмена понятий»

На улицах Москвы сейчас около 10 тысяч бродяг. Отсутствие штампа в паспорте о регистрации не должно ущемлять их права. Так написано в Конституции. Но в российской реальности большинство федеральных законов привязаны к месту жительства. Бездомный не может быть признан безработным, получить полис медстрахования, оформить пенсию, получить денежный перевод, купить билет на поезд…

Да, от бездомных часто плохо пахнет. Но отправить их всех на Соловки или на Луну не получится. Потому помощь им необходима.

1 comment

Add yours
  1. Ольга

    С какой то стороны это правильно регистрировать и помочь в социализации бродяг, бездомных. Ведь они не могут всю жизнь с протянутой рукой, им нужно и работа, поликлиника. Пусть тоже приносят пользу, а главное себе, будут чувствовать людьми и извините меня, а почему должны кормить здоровенного мужика, который может заработать полезным трудом? Разве это не правильно? Строить трудовые дома! Но, так жестко бороться с помогающими тоже плохо. Видимо мы так и будем жить в стране где всё делается через»жопу»

Добавить комментарий