Благотворительность выходит из моды и становится частью жизни


В понедельник, 16 июня, газета «Ведомости» опубликовала заметку о результатах исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) — сколько россиян занимаются благотворительностью, как чаще всего помогают и кто это делает. Выводы, на первый взгляд, неутешительные. Количество россиян-филантропов с кризисного 2008 года сократилось в 2 раза, стало меньше тех, кто помогает постоянно. Но все ли так безнадежно?

27724711_news_bigpic

Фото: Д. Гришкин/Ведомости

«За последние шесть лет доля россиян, регулярно занимающихся благотворительностью, сократилась вдвое (с 11% в 2011 г. до 6% в 2014 г.). Стало меньше и тех, кто в последнее время делал благотворительные пожертвования несколько раз, — их доля снизилась с 32 до 27% . А каждый второй житель страны за последние годы не осуществлял никаких пожертвований. Об этом свидетельствуют результаты исследования НАФИ, опросившего в мае 2014 г. 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России», — говорится в материале.

«Изменился и средний возраст благотворителей. В 2008 г. активная благотворительность была характерна для двух отдельных возрастных групп — это были молодые россияне (средний возраст — 28 лет) и люди старшего возраста (средний возраст — 55 лет). В 2014 г. благотворительность становится свойственной россиянам среднего возраста (среднее значение — 44 года)», — пишут «Ведомости».

При этом представители третьего сектора в комментариях к статье говорят о возрастающем интересе к их деятельности со стороны общества.

Данные исследования приведены в таблице:

27724711_news_pic1

Почти все подобные опросы фиксируют лидерство милостыни: самой древней, но одной из самых неэффективных форм помощи. Уменьшение числа подающих милостыню может свидетельствовать о разном: например, об экономическом кризисе — денег у людей стало меньше. А может и о взрослении российского общества: переходе к более эффективным формам помощи. 32% жертвователей с помощью sms-сообщений вообще-то неплохой результат. Ее доля вряд ли уменьшилась с 2008 года, потому что тогда она только стала появляться.

Вторая по популярности строчка пожертвований в специальные ящики, к сожалению, не детализируется. В ряде случаев эта технология может быть адресной и адекватной.

Изменение возрастной категории: уход из активных благотворителей старшего поколения, а оно-то вероятнее всего и подает милостыню, и перемещение ядра жертвователей в сторону людей среднего возраста  — тоже не назовешь негативным явлением. В России именно в среднем возрасте человек получает максимум доходов.

Мне также кажется, благотворительность действительно начала выходить из моды в крупнейших городах страны. И это хорошо. Она стала частью жизни, от чего и не попадает в разряд модного досуга. В 2008 году участие в благотворительных программах или акциях было в основном в новинку, сегодня могло стать почти нормой.

А что думаете вы?

1 comment

Add yours
  1. Евгений Игуменов

    Здравствуйте!) Если бы мода благотворительности была бы развита, то скорее всего способы пожертвования были бы избраны другие. Так как мода больше касается молодых слоев населения, то процент переводов через интернет, телефоны и терминалы лидировал бы.

Добавить комментарий