Благотворительность выходит из моды и становится частью жизни

В понедельник, 16 июня, газета «Ведомости» опубликовала заметку о результатах исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) — сколько россиян занимаются благотворительностью, как чаще всего помогают и кто это делает. Выводы, на первый взгляд, неутешительные. Количество россиян-филантропов с кризисного 2008 года сократилось в 2 раза, стало меньше тех, кто помогает постоянно. Но все ли так безнадежно?

27724711_news_bigpic

Фото: Д. Гришкин/Ведомости

«За последние шесть лет доля россиян, регулярно занимающихся благотворительностью, сократилась вдвое (с 11% в 2011 г. до 6% в 2014 г.). Стало меньше и тех, кто в последнее время делал благотворительные пожертвования несколько раз, — их доля снизилась с 32 до 27% . А каждый второй житель страны за последние годы не осуществлял никаких пожертвований. Об этом свидетельствуют результаты исследования НАФИ, опросившего в мае 2014 г. 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России», — говорится в материале.

«Изменился и средний возраст благотворителей. В 2008 г. активная благотворительность была характерна для двух отдельных возрастных групп — это были молодые россияне (средний возраст — 28 лет) и люди старшего возраста (средний возраст — 55 лет). В 2014 г. благотворительность становится свойственной россиянам среднего возраста (среднее значение — 44 года)», — пишут «Ведомости».

При этом представители третьего сектора в комментариях к статье говорят о возрастающем интересе к их деятельности со стороны общества.

Данные исследования приведены в таблице:

27724711_news_pic1

Почти все подобные опросы фиксируют лидерство милостыни: самой древней, но одной из самых неэффективных форм помощи. Уменьшение числа подающих милостыню может свидетельствовать о разном: например, об экономическом кризисе — денег у людей стало меньше. А может и о взрослении российского общества: переходе к более эффективным формам помощи. 32% жертвователей с помощью sms-сообщений вообще-то неплохой результат. Ее доля вряд ли уменьшилась с 2008 года, потому что тогда она только стала появляться.

Вторая по популярности строчка пожертвований в специальные ящики, к сожалению, не детализируется. В ряде случаев эта технология может быть адресной и адекватной.

Изменение возрастной категории: уход из активных благотворителей старшего поколения, а оно-то вероятнее всего и подает милостыню, и перемещение ядра жертвователей в сторону людей среднего возраста  — тоже не назовешь негативным явлением. В России именно в среднем возрасте человек получает максимум доходов.

Мне также кажется, благотворительность действительно начала выходить из моды в крупнейших городах страны. И это хорошо. Она стала частью жизни, от чего и не попадает в разряд модного досуга. В 2008 году участие в благотворительных программах или акциях было в основном в новинку, сегодня могло стать почти нормой.

А что думаете вы?