Подарить доброе дело


Юлия Юдина

Юлия Юдина, руководитель программ CAF Россия

За три года реализации инициативы «Благотворительность вместо сувениров» более  направлено на поддержку некоммерческих организаций, благотворительных фондов, детских домов. С момента объявления семи компаниями — инициаторами запуска социального проекта в 2007 году число участников инициативы достигло 382. Собранные средства направлены в фонды помощи, детские дома и 242 благотворительные организации по всей России. О том, как инициатива будет развиваться дальше, рассказывает координатор проекта, руководитель программ «CAF Россия» Юлия Юдина.

Каковы результаты проекта «Благотворительность вместо сувениров» 2009 года?

Противоречивые. С одной стороны, в инициативе в 2009 году приняли участие 110 компаний, 73 из которых впервые воспользовались возможностью направить сувенирные бюджеты на добрые дела. Очень активно проявили себя региональные компании из Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода. И это хорошие показатели. С другой стороны, сумма собранных в 2009 году средств составила не менее 31 615 038 рублей, что меньше прогнозируемых цифр. Это вызвано прежде всего общим экономическим спадом в стране, который повлиял на сокращение статей расхода, связанных с корпоративными сувенирами коллегам и партнерам на Новый год и другие праздники. Также все большее число компаний, участвующих в инициативе «Благотворительность вместо сувениров», относятся к категории «малый и средний бизнес», что означает небольшие размеры подарочных бюджетов как таковых. Таким образом, при сохранении динамики присоединения новых компаний к инициативе общие суммы уменьшились. Главный результат трехлетней работы – не только собранные средства, но и новая поведенческая модель компаний, которая, как мы надеемся, будет все более и более популярной и признанной.

Идея инициативы «Благотворительность вместо сувениров» проста: направить «подарочные бюджеты» на благотворительность. У истоков инициативы стояла консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers (PwC), впервые направившая корпоративный сувенирный бюджет на благотворительность еще в 2005 году. В 2007 так поступали и некоторые другие компании: «Тройка Диалог», издательский дом Independent Media Sanoma Magazines, Группа «Интерфакс», исследовательская компания «Комкон». Все они, а также Группа компаний «Ренова», «МДМ-Банк», «КомпьюЛинк», Sequoia Credit Consolidation и инвестиционная группа «КапиталЪ» поддержали идею PwC рассказать людям о том, как можно распорядиться «подарочными» бюджетами, не повторяя из года в год традиционный путь дарения эксклюзивных календарей, ручек, коллекционных вин и т.п.

Кому чаще всего помогали компании?

Лидерами сборов по-прежнему оставались некоммерческие организации и благотворительные фонды, помогающие детям. Наибольших успехов по привлечению средств в рамках «Благотворительности вместо сувениров» добился фонд «Подари жизнь», который занимается онкологической тематикой: около 40 компаний перечислили сувенирные бюджеты на спасение их подопечных, что составило сумму свыше 8 млн рублей.

Также хочется отметить «Российский фонд помощи», «Линию жизни», Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Адвита», Фонд помощи детям с врожденными заболеваниями сердца и нервной системы «Детские сердца» и в целом Благотворительное собрание «Все вместе», Центр лечебной педагогики и Художественно-реабилитационный центр «Дети Марии». Большую работу по популяризации инициативы проводят наши партнеры – фонды «Дорога вместе», WWF и «Кто, если не я?». Безусловно, доверие компаний к этим некоммерческим организациям связано с их безупречной репутацией и высоким профессионализмом сотрудников.

«Конкуренцию» фондам составляли и составляют детские дома, которые традиционно поддерживаются многими компаниями. И здесь очень много региональных адресатов получения помощи, находящихся в разных уголках нашей страны.

Логотип "Благотворительности вместо сувениров"

Как инициатива будет развиваться дальше?

Начиная с 2010 года CAF Россия, оставаясь ее координатором, выпускает инициативу в «свободное плавание». Чтобы поделиться опытом и наработками «Благотворительности вместо сувениров», мы подготовили подробные методические материалы, где описываем всю технологию проекта. Любая некоммерческая организация, компания, ресурсный центр, частное лицо может ознакомиться с ними на сайте www.realgifts.ru и получить подробную инструкцию о том, как можно использовать фандрайзинговый потенциал инициативы, равно как использовать дизайнерские наработки для практического воплощения этого начинания. Определенная известность у этой идеи имеется, особенно в Москве. Здесь сыграли свою роль и СМИ, заинтересовавшиеся проектом и рассказывающие об этой технологии довольно активно. Спасибо им за помощь и поддержку.

Компании, присоединившиеся к инициативе, выступали ее добровольными послами, поскольку вместо календарей и ручек отправляли своим партнерам открытку, содержащую информацию о том, кому компания пожертвовала сэкономленные средства. Хочется поблагодарить все компании, участвовавшие в инициативе, а отдельное спасибо — тем, кто стоял у ее истоков: PwC, которая первая направила свой подарочный бюджет на благотворительность и решила рекрутировать единомышленников из числа коллег по бизнесу; «Тройке Диалог», активно поддержавшей инициативу и подарившей массу креативных идей по ее развитию и продвижению; ГК «Ренова», исследовательской компании «Комкон», Группе «Интерфакс», ИД Independent Media Sanoma Magazines, «МДМ-Банку», «ГК КомпьюЛинк», ИГ «КапиталЪ», Sequoia Credit Consolidation – всем тем, кто является преданными и горячими сторонниками идеи «Благотворительности вместо сувениров».

Нет ли опасности, что «Благотворительность вместо сувениров» сойдет на нет, компании потеряют к ней интерес?

Думаю, здесь многое зависит от позиции некоммерческих организаций, от их настойчивости. Среди компаний всегда были, есть и будут скептики, которые не станут направлять открытку с информацией об оказанной помощи вместо бутылки алкоголя, полагая, что партнеры и клиенты не оценят такого шага. В то же время в среде компаний растет понимание, что подарочным средствам есть лучшее применение и благотворительность вместо сувениров – не только маркетинговый ход, возможность выделиться среди потока корпоративных подарков, экономия на курьерах, разгрузка сотрудников от упаковки и сортировки сувениров, но и реальное доброе дело, чья-то спасенная жизнь, чья-то радость, удивление, благодарность.

Полагаю, что совершенно не исчерпан потенциал регионов, где инициатива пока малоизвестна. Мы готовы приезжать, рассказывать, выступать, чтобы донести до региональных компаний идею проекта.

Кстати, отказ от подарочных бюджетов может быть не только новогодним, но и круглогодичным. Например, в этом году Сибирская сервисная компания поздравила своих коллег с Днем нефтяника, направив им «благотворительную» открытку. Некоторые компании таким образом отмечают 23 февраля и 8 Марта, профессиональные праздники.

Наконец, происходит расширение инициативы и на частных лиц. Накануне Нового Года в СМИ промелькнула информация о том, что Никита Белых, губернатор Кировской области, решил провести аукцион, на котором предложил продать подаренный на праздник алкоголь и собранные средства перевести на благотворительность. Чем вам не благотворительность вместо сувениров? К слову, на www.blago.ru каждый желающий может поздравить своего коллегу, знакомого, друга с праздником, перечислив средства в пользу одной из некоммерческих организаций, представленных на сайте. Также и любой человек может попросить своих друзей, знакомых, родственников не дарить подарков, а поддержать благотворительную организацию через этот сайт. Под Новый Год, когда стартовала акция, заметно возросла активность жертвователей на «Благо.ру». Так люди собственными деньгами проголосовали за альтернативу традиционным подаркам.

В общем, потенциал инициативы огромен. Убеждена, что проект будет продолжаться: идея уже набрала некоторую силу и известность, в частности, технологией «Благотворительность вместо сувениров» заинтересовались на Украине, в Казахстане, Белоруссии, а также в странах, где работает CAF.

В этих оценках мы опираемся только на данные, предоставляемые CAF как координатору инициативы «Благотворительность вместо сувениров» компаниями-участниками и партнерскими НКО. Однако, принимая во внимания то, что не все компании озвучивают «сувенирные бюджеты», перепрофилированные на благотворительность под эгидой инициативы, а также неполноту информации, поступающей от НКО, включившихся в ее активное продвижение, можно с уверенностью утверждать, что в абсолютных цифрах речь идет о больших суммах.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий