Sitawi — это процветание


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На протяжении последних 10 лет в некоммерческом секторе Бразилии ситуация двойственная.

С одной стороны, он пережил бум: численность НКО выросла с 276 до 400 тысяч, не считая религиозных институтов. С другой — недостаточно реальных предпосылок для их безбедного существования и развития сектора. Вот данные исследований: в 74 процентах НКО, включая больницы и университеты, вообще нет оплачиваемых штатных сотрудников; лишь в 6 процентах НКО в штате более 10 человек; в 2009 году лишь 20 процентов НКО имели годовой бюджет в 1 миллион долларов и более.

Большинство малочисленных и слаборазвитых бразильских фондов — корпоративные. Они не имеют целевого капитала и тесно связаны с основными задачами бизнеса. Поддержка социальных предприятий с их стороны скудна. Очевидно, что вопрос об устойчивости и эффективности социального сектора стоит в Бразилии достаточно остро.

Некоммерческие организации, особенно те, что связаны с именами политиков, постоянно оказываются замешаны в коррупционных скандалах. Законодательство в сфере налогообложения и правового управления развито слабо. Налоговый кодекс, к слову, предусматривает льготы для доноров, которые жертвуют в искусство и спорт, но не предусматривают никаких послаблений для пожертвований в социально ориентированные организации. Такое положение дел никак не стимулирует развитие социальных услуг в стране.

Способны ли сотни тысяч организаций, которые не в состоянии оплачивать труд своих работников и имеют крайне ограниченные доходы, оказывать высоко востребованные услуги и поддержку 190-миллионному населению страны? Наверное, могут, но не без внешней помощи, новаторских идей и одаренных людей. К счастью, все эти обстоятельства совпали: на не очень благоприятном фоне в конце 2009 года в Бразилии начал свою работу первый фонд социальных предприятий, получивший название sitawi, что в переводе с суахили означает «расцветать, процветать, преуспевать».

Ленардо Летелье, основатель sitawi

Ленардо Летелье, основатель sitawi. Источник: http://wdydwyd.ning.com

Создал его человек по имени Леонардо Летелье (Leonardo Letelier), в прошлом руководитель экономической инициативы фонда Ashoka в Бразилии и один из ведущих управляющих в McKinsey & Company. На закладку первых трех кирпичиков фонда у Леонардо с двумя единомышленниками ушел год. Нужно было решить: кто их целевая аудитория; будет ли фонд коммерческой или некоммерческой структурой и сможет ли выйти на самоокупаемость.

На начальном этапе sitawi выдавал займы среднего размера (50–250 тысяч долларов) организациям, для которых социальная миссия представляет приоритетный интерес, а бизнес-модель выполняет вспомогательную функцию. Подобные организации, как правило, не имеют доступа к капиталу и не входят в круг целевых клиентов обычных банков. Большинство социально ориентированных предприятий — НКО; им комфортнее иметь дело с подобными им структурами, поэтому фонд был зарегистрирован как НКО. Некоммерческий статус оставлял за ними право претендовать на гранты и иную донорскую поддержку. Новый фонд сделал НКО стратегическое предложение, которое было лучше предложения обычного банка, но меньше по объему возможных программ благотворительных фондов по организационному укреплению и развитию. Затем эта поддержка в той или иной форме «встраивалась» в займы по ставкам ниже среднерыночных.

Фонду нужно было выплачивать зарплату трем сотрудникам, поэтому первые полтора года они оказывали консультационные услуги компаниям, фондам и крупным НКО, продвигая идеи достижения социальных изменений при помощи бизнес-подхода. В этот период колоссальные усилия были вложены во встречи и разговоры с заинтересованными лицами о социальных займах, но на деле фонд никак не мог приступить к этой деятельности. Социальные предприниматели с большим трудом привыкали к этой мысли, а доноры не желали поддерживать посредников вроде sitawi.

В конце 2008 года у sitawi еще оставались свободные средства в фонде, и на займы претендовали две организации. Одна из них — Diaspu: швейное предприятие, которое принадлежало профсоюзу проституток; им нужно было создать новую зимнюю коллекцию. Вторая — Solidarium: социальное предприятие, аффилированное с организацией, которая предоставляет бизнес-поддержку и возможности выхода на рынок небольшим ассоциациям ремесленников; им нужно было выполнить крупный заказ от сети Wal-Mart. Леонардо поступил как настоящий предприниматель и пошел ва-банк: не тратя больше времени на разговоры, он вложил собственные деньги в два займа — 30 и 90 тысяч долларов — с размером ежемесячной ставки 1% (что практически равно ставкам Центробанка Бразилии). Займы вернули в следующие 3 месяца. Эти успешные примеры были достаточно убедительны для других инвесторов, но кризис 2009 года вынудил их отказаться от намерения поддержать новую структуру. Поддержал только один фонд — он и предоставил sitawi необходимые 250 тысяч долларов в качестве стартового капитала.

С того момента по сей день sitawi предоставил займов на общую сумму 1 миллион долларов восьми социальным предприятиям, от работы которых зависит жизнь 10 тысяч людей. Сфера их деятельности: права человека, медицинские и социальные услуги, создание возможностей для заработка. Все это было достигнуто за счет оборота фондовых средств 2,5 раза, без единого случая отказа от выплаты долга или необходимости реструктуризации займов. Сегодня существующие запросы на финансовую поддержку sitawi во много раз превосходят возможности фонда.

Кроме того, sitawi оказал поддержку следующим организациям:

  • Микрокредитному институту на расширение своих услуг и включение большего числа людей, желающих заниматься малым бизнесом (250 тысяч долларов);
  • Общественному банку для предоставления новых займов лучшим клиентам (140 тысяч долларов);

  • Коалиции справедливого маркетинга товаров ручного труда (65 тысяч долларов) на приобретение сырья для выполнения крупного заказа;
  • Экспертному центру развития социальных инвестиций для оптимизации структуры долга (90 тысяч долларов);
  • Агентству по предоставлению социальных услуг и борьбе с бедностью — на период ожидания компенсации расходов по государственным заказам (330 тысяч долларов).

Сегодня основное внимание sitawi направлено на 20 тысяч социальных предприятий и НКО, которым реализация товаров и услуг приносит до 20 процентов общего дохода. По мере роста объемов привлекаемых средств на основную деятельность снижается необходимость в предоставлении консультаций, которые еще в 2010 году приносили 52 процента от всего дохода фонда.

Через 10 лет, по прогнозу Леонардо, спрос на услуги будет достаточен для открытия полноценного коммерческого фонда, но при этом социальный характер миссии сохранится, в том числе и в деле привлечения бóльших средств и роста признания рынка социальных инвестиций. В перспективе фонд планирует разработать новые финансовые продукты, заточенные под запросы социального сектора, такие как обеспеченные займы, контракты по результатам и гибридные продукты.

Оригинальная версия статьи была опубликована в первом зимнем выпуске Stanford Social Innovation Review 2012 года. Автор — Леонардо Летелье

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий