Как бывшие финансисты Златкины основали первый в России банк еды


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Михаил и Роман Златкины отказались от высокооплачиваемой профессии, чтобы собирать и раздавать продукты нуждающимся. Златкины занимаются фудбанкингом, новым для России направлением в сфере благотворительности. В этом году благодаря проекту, созданному братьями, объем помощи составит 5000 тонн – это более 400 длинных фур, заполненных продуктами. О том, что такое фудбанкинг, Михаил и Роман Златкины рассказали журналу «Филантроп».

Михаил (слева) и Роман Златкины

Михаил (слева) и Роман Златкины

«Экономическое чудо»

Основные этапы занятости братьев Златкиных в благотворительности

2009-2012
Проект Максима Ноготкова «Cloudwatcher» (Клаудвочер): маркетинг благотворительного сектора

2012 — 2015
Благотворительный фонд «Фонд продовольствия «Русь»: первый фудбанк в России, предполагаемый объем поставок 2015 г. — 5000 тонн, фасовка 2 миллионов порций народных обедов в 22 цехах.

С августа 2015
Благотворительный фонд «ФудбэнкРу» (Фуд-драйв)

2009 году Михаил и Роман Златкины, совладельцы крупных финансовых структур, успешно реализовали себя в банковском секторе. Но работа в финансовой сфере, хоть и приносила серьезный доход, никогда не являлась для братьев мечтой всей жизни. «Наверное, как и миллионы других «коммерсантов» 90-х, достигнув определенного возраста, мы начали думать, тем ли мы занимаемся», — вспоминает Михаил Златкин.

В 2009 году Максим Ноготков, владелец компании «Связной», и его партнёр Руслан Абдикеев, предложили Златкиным заняться «социальным маркетингом» — провести маркетинговое исследование благотворительного сектора. В этом проекте Михаил и Роман проработали до 2012 г. «Мы с Романом проводили бесконечные переговоры, в основном с известными компаниями. В день – не менее 3 переговоров, за год – 600. Мы встретились практически со всеми крупными глобальными компаниями на рынке товаров народного потребления (ТНП) – такими, как Пепси и другими гигантами мирового уровня, работающими в России», — рассказывает Михаил.

В результате бесчисленных переговоров Златкины увидели, что у крупнейших производителей еды и напитков существуют запасы нереализованной продукции. Это огромное количество невостребованных материальных ресурсов, измеряемое десятками миллиардов рублей. Производители не могут до килограмма рассчитать, сколько продукции необходимо рынку. Поэтому не менее 1% непортящихся продуктов никогда не поступает в продажу, загромождая склад и являясь балластом для владельцев.

Эти товары по разным причинам невыгодно продавать, но они полностью сохранили свои потребительские качества. «Простой пример: «летние» напитки. Если какое-то их количество не продано в сезон, то осенью и зимой они навряд ли разойдутся. Если на складе осталось хотя бы 0,3-0,5% произведенного напитка – это, в промышленных объемах, всё равно очень большое количество, измеряемое в тысячах тонн», — объясняет Михаил.

Обнаружив, что от 1 до 1,5 процентов выпускаемых на рынке ТНП товаров не продается, Златкины назвали это явление «экономическим чудом». И завершив сотрудничество с Максимом Ноготковым, вплотную занялись работой с непроданными излишками продуктов питания, средств гигиены, бытовой химии, товаров для дома. Собранную продукцию братья отправляют на благотворительность.

Банк продовольствия

Златкины договаривались с производителями о том, что будут забирать у них со складов нереализованные товары. Эти излишки производители жертвовали, т.е. Михаил и Роман ничего за них не платили. А потом братья распределяли продукцию по выбранным ими фондам, которые, в свою очередь, раздавали продукты, средства личной гигиены и бытовой химии нуждающимся людям.

Уже в первые годы объем собираемой Златкиными помощи исчислялся сотнями тонн груза. За первые два года работы проекта (2012-2013 г.) они вышли на поставки в размере 2000 тонн в год. В 2014 оду ими было направлено в фонды около 4000 тонн продовольственной помощи, в этом году они планируют выйти на 5000 тонн. «Это сотни 20-тонных фур. Самая длинная фура, хоть и считается 20-тонной, реально вмещает 12 т. продуктов, 1000 тонн – это около 80 таких фур. Каждая фура должна загрузиться, проехать и раздать груз по благотворительным фондам. Вся логистика проекта лежит на нас» — объясняет Роман Златкин.

Братьям однажды подсказали: то, чем они занимаются, называется foodbanking (банк продовольствия). «Нам стало интересно: надо же, мы – банкиры, про какие только банки не знаем, а вот про «банк еды» слышим впервые», — признается Михаил.

Так, неожиданно для самих себя, братья Златкины снова стали «банкирами». В 2012 г. они зарегистрировали первый в России фудбанк — «Фонд продовольствия „Русь“», который, пройдя соответствующую сертификацию, вошел в мировую сеть банков продовольствия. «Регистрация необходима еще и потому, что работа в сфере благотворительности должна быть абсолютно прозрачна», — уверен Михаил.

Самое сложное в их работе, по признанию Златкиных, это «достучаться» до больших корпораций и убедить их в сотрудничестве. С некоторыми компаниями до подписания первого контракта пришлось работать несколько лет. Причина нежелания многих компаний сотрудничать с фудбанком кроется в налоговом законодательстве: компании за свою благотворительную деятельность вынуждены платить. Те, кто жертвует на благотворительность, отдавая даже нереализованный товар, теряют на налогах. На переговорах Златкиным часто говорили, что в данный момент компании выгоднее утилизировать излишек товара или оставить его на складе, чем отдать его им.

В случае отказов Михаил и Роман не обижаются и не лепят на корпорацию ярлык «плохих людей», а продолжают работать дальше. Тем более доводы в пользу «товарной благотворительности» тоже имеются. Любой известный бренд подразумевает социальную ответственность и социальную активность, в том числе благотворительную деятельность. Если ее нет, то брэнд «сжимается», то есть становится для людей менее привлекательным. Второй важный аргумент «за» – практического характера. Сотрудничество со Златкиными помогает компаниям избежать расходов, связанных с затовариванием склада или утилизацией продукции. Во многих случаях производителям бывает выгодно освободить склад и пожертвовать нереализованный продукт на благотворительность, даже с учетом неизбежных потерь на налогах.

Раздача порций еды

Второе направление работы Златкиных – «народные обеды»: фасовка и раздача продуктов, полученных от производителей, порциями типа «сухих пайков» по 500-550 грамм. Содержимое таких обедов — гречка, макароны, лук, морковь, соя, грибы и так далее. По сути, всё то, что можно сварить в одной кастрюле для обеда или ужина большой семьи. «Народные обеды» получают малоимущие и многодетные семьи, пенсионеры, люди с особенностями развития и все те, кто действительно нуждается в продуктах. Эти люди – подопечные православной службы помощи «Милосердие».

За год Михаилу и Роману Златкиным удалось создать «с нуля» 22 фасовочных цеха по всей стране. В 2014 году в них было упаковано около 1 миллиона «народных обедов». Ожидаемый результат 2015 года — 2 млн. порций. В этом проекте Златкиным помогают 5-6 тысяч добровольцев по всей России, от Владивостока и Хабаровска до Москвы и Петербурга. Они тратят свое время, чтобы расфасовать продукты в пунктах выдачи «народных обедов».

Собирать еду с драйвом

В августе 2015 г. Златкины вышли из Фонда продовольствия и основали второй фудбанковский проект в России – Благотворительный Фонд «ФудбэнкРу». Его основная специализация – Фуд-драйв («доставка продуктов»). Это благотворительная акция по сбору продуктов и товаров, которая будет проводиться 5-6 раз в год (на Новый год, День семьи, День ребенка и т.д.).

Сейчас идет подготовка к первой подобной акции в России, которая стартует 16 октября во Всемирный день продовольствия. Сотрудники компании, участвующей в акции, за свои деньги закупают необходимые товары и привозят их себе на работу. Компания выделяет место в офисе, где участники будут складывать принесенное до окончания акции. В назначенный день собранная продукция отвозится в благотворительные фонды. Сбор проходит в строго определенный срок – как правило, на это отводится 2 недели.

Обычно в рамках Фуд-драйва собирают любые непортящиеся продукты сроком хранения не менее 3 месяцев: чай, кофе, макароны, хлопья. Все продукты обязательно должны быть в неповрежденной упаковке. Помимо продуктов можно приносить также средства гигиены и ухода за домом: шампунь, мыло, жидкость для мытья посуды и т.д.

Перспективы Фуд-драйва Златкины видят в его эмоциональной составляющей. «Изюминка» этого проекта состоит в вовлеченности практически всех сотрудников офиса, где проходит сбор помощи. Как только появляется первая маленькая горка собранных продуктов, она вызывает любопытство и интерес тех, кто еще не участвовал, и как следствие, желание подключиться. Из собранных продуктов ближе к финишу акции его участники выкладывают рисунки, сердечки, логотипы компаний и т.п. Люди фотографируются с этими изображениями, а потом публикуют свои снимки в интернете, что тоже мотивирует других присоединиться к Фуд-драйву. Чем ближе финальная дата – тем больше ажиотаж среди участников, который захватывает и членов их семей, и их друзей. «Наша миссия – сделать Фуд-драйв такой же привычной частью жизни современных людей, как, например, телефон, — говорит Михаил. – Мы хотим, чтобы сбор продуктов для Фуд-драйва стал модой».

По окончании срока сборов продуктов и товаров в компаниях Златкины отвозят собранное в какой-либо фонд. «К подбору фондов мы подходим с особой тщательностью, выбирая небольшие, узконаправленные, хорошо зарекомендовавшие себя организации. Важно, чтобы человек, приносящий банку кофе, четко понимал, кому она пойдет» — говорит Роман. Ближайшая акция пройдет в пользу фондов «Доброе дело» (оказывает помощь пожилым людям) и «Вера» (занимается помощью хосписам). 16 октября в сборе помощи будут участвовать 10 компаний, среди них Unilever, Russ Outdoor, Старбакс, Импакт Хаб, CAF и другие.

Фуд-драйв проигрывает работе со стоками по объему собранной помощи в сотни раз, но у него есть очень важное преимущество. С его помощью становится возможным собрать именно то, что надо конкретным людям – к примеру, те же кофе и чай. Из непроданных товаров, которые жертвуют фудбанкам, собрать «корзины на заказ» практически невозможно. «Мы же не можем спросить у крупных производителей: «Ребят, а когда вы там ошибетесь в расчетах, затоварите ваш склад непроданным чаем и кофе, а потом отдадите его нам? — говорит Михаил. – В этом проекте мы не стремимся бесконечно увеличивать объемы собранных продуктов. Гораздо важнее для нас сделать его пусть небольшим, но стабильным и постоянным ручейком из пожертвований».

Собственная экономика

Чем меньше расходов, тем стабильнее существование фонда. Поэтому год назад Златкины отказались от офиса. Сейчас они арендуют помещение в Impact Hub (это специальный «бизнес-центр для стартапов») на 2 дня в месяц. Сотрудников они привлекают к работе на основании временных договоров, обычно сроком на 2 месяца. На более длительный срок договора не заключаются. Благотворительной организации, полностью зависящей от пожертвований, невозможно планировать свое будущее на несколько месяцев вперед.

Златкины с удовольствием предлагают свои временные вакансии людям с инвалидностью. «Мы считаем, что они замечательные работники, т.к. они способны концентрироваться на поставленных задачах намного лучше, чем большинство из нас» — уверен Михаил. Сейчас у них работают два таких человека: один – в качестве офис-менеджера и специалиста по логистике, второй отвечает за соцсети и форум. На аутсорсе – бухгалтерия и юридическая служба.

В продвижении фудбанкинга в России Златкиным помогают их дети. Дочь Романа на добровольных началах сделала для фудбанка брендинг: теперь сайт, страница в фейсбуке, письма, визитки, афиши и вся полиграфия выполнены в едином стиле. Дочь Михаила, знающая английский, бесплатно помогает им в качестве переводчика.

С тех пор, как братья Златкины перестали быть финансистами и начали заниматься фудбанкингом, их доход упал более чем в 10 раз. Но они об этом не жалеют. «Мы всегда ощущали, что коммерция – не наша специальность и не наше призвание. Сейчас я могу сказать, что в социальной сфере мы нашли себя. Уже 6 лет мы занимаемся благотворительными проектами в сфере фудбанкинга, фактически являясь его первопроходцами в России. Мы с Романом чувствуем, что нам это нравится, что это наше», — говорит Михаил Златкин.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий