Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?


Казалось бы, реформа системы высшего образования в России – дело сугубо государственное. Однако и благотворительные фонды могут быть причастны к системным изменениям, происходящим в университетах. Более того, у нас есть пример успешного сотрудничества в этой сфере государственной программы и частного фонда.

Семинар в МИСиС «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов». Фото Натальи Дорошевой

Семинар в МИСиС «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов». Фото Натальи Дорошевой

Два года назад государство поставило перед ведущими вузами России задачу: стать конкурентоспособными на международной арене. Это значит, войти в мировые рейтинги, быть привлекательными для лучших, в том числе зарубежных, студентов, преподавателей, ученых, управленцев. Для этого был запущен Проект 5–100, задача которого – продвинуться в модернизации системы отечественного высшего образования, научных исследований и разработок. Итогом программы должно стать появление к 2020 году современных университетов-лидеров, соответствующих самым высоким международным стандартам. Почему 5–100? Планируется, что пять из 15 университетов, участвующих в проекте, войдут в первую сотню мировых академических рейтингов. Общий объем субсидий для вузов – участников проекта на 2013–2016 годы составляет около 44 млрд рублей. Значимые эффекты от проекта 5–100 впоследствии могут быть применены ко всей системе университетского образования в России.

Прогресс от участия в программе у вузов уже есть. Самый заметный прорыв совершил Новосибирский государственный университет, попавший в группу «301–350» The World University Rankings за 2014-2015 годы. Ранее сибирскому вузу не удавалось приблизиться к лидерам. Новосибирский университет наряду с НИЯУ МИФИ также вошёл в топ-100 предметного рейтинга THE по физике. Вхождение в рейтинги, конечно, не является самоцелью. Главное – качество научно-исследовательского потенциала и высокий уровень преподавания.

Но не только государство стимулирует работу в этом направлении. Некоторые благотворительные фонды как разово, так и системно оказывают поддержку высшему образованию. Самые известные и долгосрочные программы существуют у Благотворительного фонда Владимира Потанина. Начиная 2000 года, в рамках своей Федеральной стипендиальной программы фонд поддержал более 26 тысяч студентов и более двух тысяч преподавателей из 83 вузов страны. В 2014 году фокус поддержки фонда сместился на студентов и преподавателей магистратуры – как наиболее зрелых представителей интеллектуальной элиты. Пройдя конкурсный отбор, студенты за академические успехи и лидерские качества могут получать стипендию 15 тысяч рублей в месяц, а преподаватели вправе рассчитывать на грант до 500 тысяч рублей. То есть, фонд Потанина помогает университетам не глобально, а персонализировано, поддерживая наиболее талантливых и успешных студентов и преподавателей магистратуры, создавая условия для их плодотворной и творческой работы в стенах родных учреждений. С одной стороны, это частная, индивидуальная поддержка, с другой – она способствует рождению новых программ, и соответственно, привлечению новых студентов. В частности, гранты открывают перед преподавателями целый спектр возможностей, начиная с создания новых магистерских программ, в том числе программ на иностранном языке, заканчивая дистанционными курсами и переводом существующих программ в онлайн, что значительно расширяет доступ к университетам.

Оксана Орачева. Фото Натальи Дорошевой

Оксана Орачева. Фото Натальи Дорошевой

– Мы поддерживаем тех преподавателей магистратуры, программы которых изначально позиционируются как партнёрские, междисциплинарные, инновационные, – комментирует генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева. – Программы, которые ориентированы на выход за пределы университета, объединяя усилия нескольких вузов, предприятий или учреждений. В результате одного такого взаимодействия у нас, к примеру, сотрудничают химик и искусствовед – их объединила тема реставрации. Мы хотим показать, что можно использовать свои возможности более широко. И надеемся, что появившиеся в результате нашей поддержки программы станут лучшими практиками, достойными для тиражирования в других вузах.

Однако для фонда Потанина важна не только поддержка студентов и преподавателей магистратуры, но и также создание среды, самостоятельно формирующей запрос на качественное образование. Это невозможно без обмена передовым опытом, создания партнерств, без стремления понять проблемы высшего образования и попыток найти их решение. Как раз работая над этим аспектом, фонд Потанина объединил свои усилия совместно с Проектом 5–100. В октябре 2015 г. это сотрудничество вылилось в цикл образовательных семинаров «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов», которые прошли для университетских сообществ в Казани, Москве и Екатеринбурге. Приглашенные на семинары авторитетные иностранные эксперты – специалисты в области глобального образования делились своими знаниями о последних трендах в сфере международного позиционирования университетов и магистерских программ, опыте стран, активно привлекающих студентов из-за рубежа. В результате совместного мозгового штурма многие руководители вузов задумались над тем, что надо пересматривать своё отношение к брендированию и репутации университетов, развивать академическую мобильность, вводить межкультурные и международные ценности в образовательный процесс. Есть шанс, что полученные практические рекомендации будут ими реально использованы.

Семинар в МИСиС «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов». Фото Натальи Дорошевой

Семинар в МИСиС «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов». Фото Натальи Дорошевой

– Для реализации амбициозных планов модернизации, заявленных университетами – участниками Проекта 5–100, им необходимо диверсифицировать источники ресурсов, за счёт которых можно поддерживать всё лучшее и прогрессивное в своём университете, – сказала заместитель исполнительного директора проектного офиса Проекта 5–100 Елена Чернышкова. – Программы фонда Потанина и ряда других благотворительных фондов, поддерживающих образование, как раз способствуют этой цели. Серия мероприятий, посвящённых разработке, позиционированию и маркетингу магистерских программ университетов, получилась очень содержательной и полезной для университетов благодаря участию международных экспертов, специализирующихся как раз в этой сфере.

Говоря о поддержке вузов, может быть именно разговор о ценностях сейчас даже более важен, чем компьютеризация аудиторий или назначение повышенных стипендий. Ведь главное – успеть подумать перед тем, как совершать масштабные реформы.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply