14 млн рублей, 474% и другие рекорды благотворительного краудфандинга


День российского краудфандинга 7 июня совпал с днем рождения крупнейшей российской краудфандинговой платформы Planeta.ru. Planeta.ru начинала как площадка для креативных идей, а сейчас активно развивает бизнес-направление. Но с момента своего основания некоммерческие проекты были важной частью работы.

В честь юбилея Planeta.ru вспомнила благотворительные проекты и фонды, ставшие рекордсменами.

Самый активный (и самый первый): 73 кампании фонда

 Даже сейчас о краудфандинге знают лишь немногие, а 5 лет назад к нему вообще относились достаточно настороженно. Пионером в использовании новой технологии в работе среди некоммерческих организаций стал фонд помощи хосписам «Вера». В сентябре 2012 года фонд запустил свою первую крауд-кампанию на «Планете» по сбору средств на питание для пациентов Липецкого хосписа. Это был совсем небольшой проект на 20 тысяч рублей, но какое-то время он обновлялся ежемесячно – помощь хоспису с небольшим финансированием нужна всегда. С тех пор прошло почти 5 лет – и уже 73 крауд-кампании фонда. Это абсолютный рекорд отечественного краудфандинга по количеству реализованных краудфандинговых проектов. Народное финансирование помогло фонду «Вера» собрать деньги на ремонт и оборудование для нескольких хосписов, адресную помощь 41 тяжело больному ребёнку, организацию выездной службы и зимнего лагеря детского хосписа, а также на запуск первой в России горячей линии по оказанию паллиативной помощи.

Самый эффективный: 14 млн рублей

Рекорд по общим сборам отечественного краудфандинга тоже за благотворительным фондом. В ходе трёх крауд-кампаний на «Планете» фонд помощи бездомным животным «Ника» собрал на строительство своего уникального многофункционального центра для животных «Мокрый нос» почти 14 миллионов рублей. Фонд «Ника» полностью частный, государство вообще не принимает участия в программах фонда, поэтому сотрудники полностью сосредоточены на работе с частными донорами. Краудфандинг, по сути, является одним из инструментов такой работы. За поддержку проекта каждый спонсор краудфандинговой кампании может получить приятный подарок. Фонд «Ника» предлагал своим спонсорам продукцию с символикой фонда, открытки и календари с фотографиями своих обаятельных подопечных и брендирование эмблемой юрлица или именем частного благотворителя вольера или целого домика для животных. Но раздача наград участникам крауд-кампании – только первая ступень отчётности перед спонсорами. Вторая ступень – это выполнение обязательств по глобальной цели своего проекта. Фонд «Ника» запускает следующий проект на «Планете» только после отчёта о реализации предыдущего. Например, собирать деньги на домик для кошек фонд стал, только завершив строительство домика для собак-инвалидов.

Самый многочисленный: более 10 тысяч человек

Третий рекорд краудфандинга в России – по количеству участников кампании – тоже благотворительный. Для некоммерческих организаций одна из выгод в использовании краудфандинга состоит в кросс-продажах: часто человек заходит на «Планету», чтобы поддержать любимого исполнителя или сделать предзаказ какого-нибудь гаджета, а потом попадает в благотворительный раздел платформы и в пару кликов делает добро. Благотворительный фонд «Дорогою добра» реализовывал свой проект по строительству центра для выпускников детских домов «Наставник +» совместно с творческим объединением Rakamakafo. Модные блогеры загрузили ролик с ссылкой на крауд-кампанию на свой канал в Youtube. Это был пример самого настоящего обмена аудиторией: проект поддерживали подписчики блогеров. Казалось бы, аудитория у Rakamakafo не самая платёжеспособная – в основном, школьники и студенты. Ребята действительно перечисляли в проект небольшие суммы от 5 до 100 рублей, но их было так много, что удалось собрать около 2 миллионов. Кампанию поддержали 10994 человека.

Самый успешный: 474% 

Успешный проект на «Планете» — это проект, собравший не менее 50% от заявленной финансовой цели. Но для благотворительных кампаний у организации существуют более лояльные условий – в частности, фондам переводят любую собранную сумму. Тем не менее, деньги можно собирать в течение всей крауд-кампании, даже если заявленная цель уже достигнута. Некоторые авторы используют это правило краудфандинга и приём отложенных финансовых целей: ставят в проекте минимальную из необходимых целей, но заранее сообщают, что смогут сделать, если превысят финансовую цель. Таким образом, появляются рекорды по превышению финансовой цели. В благотворительном направлении «Планеты» таким рекордсменом стал небольшой нижегородский фонд «Дети без мам», который собирал деньги на оплату работы нянечек для детей-отказников в больницах. Успешность проекта составила 474%: вместо заявленных 150 тысяч рублей удалось собрать более 700 тысяч. А это значит, что малыши, которых бросили родители, получали квалифицированный уход и так нужную им ласку в течение многих месяцев.

Краудфандинг – это серьёзная работа: Фёдор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь Planeta.ru

В чём отличия благотворительных проектов от других крауд-кампаний, которые появляются на Planeta.ru?

— На нашем сайте существует специальный раздел, посвящённый благотворительным проектам. С момента основания «Планеты» мы проработали специальные условия для благотворительных проектов: не берём с их авторов комиссию платформы за размещение, выплачиваем любую собранную сумму, разрешаем продлевать кампанию несколько раз. Но особым условиям и особое отношение – благотворительные проекты проходят более серьёзную процедуру валидации. В благотворительной среде, к сожалению, участились случаи мошенничества, поэтому мы прилагаем максимум усилий, чтобы обезопасить платформу и её пользователей от людей, которые хотят наживаться на желании помогать.

— Случались ли такие случаи мошенничества на вашей платформе?

— Нет – опять же, из-за серьёзной валидации. Нас часто спрашивают, почему мы не запускаем благотворительные проекты от частных лиц. Planeta.ru – краудфандинговая платформа, а не благотворительный фонд. А именно фонд выступает гарантом честного использования денежных средств, сдаёт отчётность и общается непосредственно с благополучателем, если речь идёт об адресной помощи. Даже несмотря на наши лояльные условия для фондов, краудфандинг для них – тоже серьёзная работа. Необходимо постоянно рассказывать о проекте, привлекать к нему внимание. Если этого не будет – нужную сумму собрать не получится. А если какой-то ненадёжный фонд будет активно пиариться, мы об этом быстро узнаем. Люди, у которых возникают сомнения в том или ином проекте, всегда могут нам написать. Краудфандинг не удобен для мошенников тем, что отнимает много сил и времени, а также тем, что краудфандинговый проект привлекает внимание большого количества людей.

— Можно ли ставить знак равенства между благотворительностью и благотворительным краудфандингом?

— Краудфандинг – один из элементов фандрайзинга. На самом деле это лишь один из способов привлечения средств на некоммерческие цели, но не самый простой. Он подходит не каждой НКО. Некоторым гораздо проще организовать благотворительный аукцион или заручиться поддержкой крупного донора – и это нормально. В краудфандинге используется проектный метод, поэтому благотворительный краудфандинг – это способ поддержки не благотворительной организации в целом, а отдельного направления её деятельности, конкретного проекта. Проект даёт возможность заранее «познакомиться» с тем или теми, кому ты помогаешь, и это создаёт более доверительные, личные отношения участников кампании с фондом. Важное отличие краудфандинга от благотворительности в том, что спонсоры благотворительных крауд-кампаний получают какое-то вознаграждение за своё участие. Но, наверное, даже большее значение имеет посыл. Приёмы, которые работают в благотворительности, не всегда работают в благотворительном краудфандинге. Главное в любой краудфандинговой кампании, благотворительной или бизнес-проекте, – это автор, готовый повести за собой, и интересная идея, в реализации которой хочется поучаствовать.

— Часто краудфандинг выглядят со стороны как «оформил идею, запустил проект и деньги посыпались рекой», а вы говорите, что даже над благотворительным проектом нужно много работать. В чём тогда выгода краудфандинга для НКО?

— Помимо материальной выгоды, заложенной уже в названии краудфандинга, есть много других. Это именно народное финансирование, а значит, возможность найти новых спонсоров, партнёров, волонтёров, просто единомышленников. Краудфандинг – одно из самых эффективных маркетинговых исследований: у нас люди голосуют за идеи рублём. Например, можно проверить с помощью краудфандинга, нужен ли людям инклюзивный спектакль или мощная социальная реклама, которую задумал провести фонд. Краудфандинг – это предзаказ, то есть, именно с помощью краудфандинга гончарная мастерская слепоглухих или люди с ментальной инвалидностью, шьющие одежду, могут обеспечить себя работой на долгое время вперёд. Ну и, конечно, краудфандинг – это отличный PR, который, пожалуй, любому фонду не помешает. Причём, я уже говорил о проектном методе. Краудфандинг – это отличная возможность повысить узнаваемость конкретной программы фонда.

 

 

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply