«Это такие же люди, как мы с вами»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Создатель костромской «Ночлежки» Александр Пушкарев рассказал, почему нужно помогать бездомным и как будет потрачен грант Росбанка — партнера флешмоба Неделя Признаний.

Раньше на этом месте в Костроме стоял завод имени Зворыкина и кинотеатр «Текстильщик». Теперь территорию, всего около 15 соток, занимает «Ночлежка» — единственная в Костромской области организация, помогающая бездомным людям найти кров и еду. «Ночлежка» — это вагоны-бытовки, баня, часовня в палатке, два пункта питания для тех, кто живет здесь, и для тех, кто приходит с улицы. И, конечно, «Ночлежка» — это ее постояльцы и ее создатели Александр Пушкарев и его коллеги по Центру гуманитарной помощи Роман, Сергей и Александр.

Волонтеры, готовые помогать бездомным, в очереди не стоят, признается Александр. Поэтому приходится справляться вчетвером: принимать людей с улицы, мыть их и кормить, если они по состоянию здоровья не справляются сами, хлопотать с документами, восстанавливать пенсию, паспорта и даже гражданство.

Родные люди

История костромской «Ночлежки» началась 8 лет назад. Александр Пушкарев, электрик из Костромы, сам переживший сложные времена, когда пришлось жить в монастыре вместе с бездомными, помогал малоимущим семьям. Центр гуманитарной помощи, в котором работал Александр, организовал государственную столовую, где такие семьи кормили. Со временем за едой стали приходить и бездомные. Кормили и их, не прогонять же. Но потом семьи стали возмущаться, да и понятно, что нельзя сажать детей и бомжей за один стол. Для них сделали пункт питания в другом месте. Бездомные ели и расходились по городу, но когда пришли зимние холода, идти стало некуда, и все чаще они оставались сидеть на лавках. Александр с единомышленниками поставил один вагончик, другой – так и появилась «Ночлежка».

Сейчас в «Ночлежке» постоянно обитают около 30 бездомных, еще около 10 приходят отогреться и поесть. Всего за 8 лет существования организации через приют прошли примерно 2 тысячи человек. Жили от одного дня до 3-4 лет. Приходили с улицы, с детдомов, с тюрем, приходили и те, кого выгнали из дома родные, казалось бы, люди.

Приходили, чтобы вернуться к нормальной жизни. Приходили, чтобы умереть. Александр и не вспомнит, сколько за эти годы узнал судеб, трагедий и чудес спасения.

Вот, например, Юрий Петрович, или просто Петрович, как называли его в приюте. Он прожил в «Ночлежке» 3 года, всем стал как родной. У него не было ни документов, ни родственников в городе и даже собственная память его подводила. Если Петрович уходил далеко от «Ночлежки», то обязательно терялся и не мог потом вспомнить, кто он и откуда. После того как несколько раз Петровича пришлось разыскивать с полицией, в карман ему стали класть записку с адресом приюта, и добрые люди помогали. Все три года Александр искал родных Петровича. Было известно только то, что они в Белоруссии. Александр вел бесконечные переписки с посольством, поднял информацию о стаже работы Петровича, восстановил пенсию и параллельно искал в интернете семью. Нашлась взрослая дочь. Когда она забирала Петровича, вся «Ночлежка» плакала, говорит Александр.

Ночлежка в Костроме

Был в «Ночлежке» врач скорой помощи. С высшим образованием, аккредитацией на врачебную деятельность и пагубной привычкой пить. Она у него отняла семью, дом, положение. В «Ночлежке» врач отказался от алкоголя – выпивать в приюте строго запрещено, даже делал постояльцам уколы и заставлял всех мыть руки.  Пришел в себя и через старых знакомых нашел работу охранником в Москве. Случались и истории любви. Александр вспоминает, как в «Ночлежку» приехала пенсионерка лет 70 из сельской местности. Говорит, нужен мужичок, помощник по хозяйству. А в приюте как раз был такой, который об этом и мечтал, чуть младше пенсионерки.  Их познакомили, подружили, женщина забрала его, в прямом и переносном смысле поставила на ноги – постоялец приюта болел, она вылечила ему ноги.

«Истории и судьбы разные, — говорит Александр. – Одних выгоняют из дома, и они приходят к нам. Извиняются, переживают, стыдятся, говорят: «Что же, я, видно, и умру здесь у вас».

Мы их успокаиваем, объясняем, что разное в жизни бывает, кров и еда у них есть, пусть живут спокойно и долго. Приходят к нам и бывшие заключенные. Один парень был – лицо типичное уголовное. Мы принимали его и боялись, как он уживется с нашими. В итоге он прожил два месяца и не получил ни одного нарекания. Помогал «Ночлежке», сам проявлял инициативу. Потом восстановил старые связи, друзья по жизни до тюрьмы помогли ему снять квартиру на первый месяц, он пошел работать. Это о чем говорит? Внешность обманчива. Вот вы судите людей по внешности. Сложился стереотип, мол, да они же бомжи, противные, грязные, вонючие полуживотные. А это ведь не так! Они такие же люди, как и мы с вами, просто им нужна помощь. Конечно, есть и такие, которым нравится бродяжничество, которые ничего не хотят. Но большая часть все-таки хочет вернуться к нормальной жизни, хочет личного счастья. И если их желания и наши возможности совпадают, случается второе рождение человека». 

Дом, в котором

Бездомные принимают активное участие в жизни «Ночлежки», особенно в том, что касается быта. Например, готовит на всех постояльцев бездомная женщина. Уже два года каждое утро она встает в 4 часа, чтобы успеть приготовить на всех завтрак к 7-8 часам. Потом люди расходятся на работу, приходят пообедать и поужинать. Работать, говорит Александр, никого не заставляют, но если человек здоров и самостоятелен, то настоятельно рекомендуют. Работу тысяч на 10-12 найти можно всегда. Бездомный-колясочник дежурит на заправке, есть те, кто работают на пилораме, на дорожном предприятии, многие устраиваются в фермерские хозяйства, и там им даже выделяют жилье.

«Мне неприятно от той пропаганды, которая транслируется с помощью современных юмористических телешоу. Бомжара – это смешно. А мне не смешно, мне противно смотреть. Из-за такой вот пропаганды и не хотят помогать бездомным. А это же такие люди, как мы с вами», — говорит Александр.

Основные постояльцы приюта – это люди предпенсионного возраста, после 50. Потому что молодые, те, кто приходит после детского дома или тюрьмы, быстро возвращаются в нормальную жизнь, им легче найти работу, друзей. У пожилого человека возможностей и сил не так много, вот он и остается на улице, выброшенный семьей, забытый государством. Сейчас основная работа Александра – помогать таким людям оформить или восстановить пенсию, поселиться в дом престарелых или дом инвалидом. В этом помогает специально прикрепленный к «Ночлежке» работник департамента соцзащиты города. А еще Александр ищет деньги, чтобы приют мог существовать.

Пожертвования приходят из самых разных источников: дают неравнодушные люди, предприниматели, церковь. Помогают не только деньгами. На мясокомбинате, например, раз в неделю дают суповые наборы, дают хлеб, любые другие продукты. Случаются субсидии и гранты от областных и городских властей. В прошлом году деньги «Ночлежки» выделил Союз пенсионеров. Наверное, потому что Александр так и написал: у нас живут пенсионеры. Для общества стало открытием, что пенсионеры бывают бездомными.

Неожиданный приз

Честно говоря, я даже не рассчитывал, что мы выиграем приз от #ЩедрогоВторника. Я так и думал: мало же помогают взрослым, еще и бездомным. Но все равно решил написать. Звонят: «Вы выиграли». Как хорошо, думаю, слава богу. До августа месяца у нас проблем не будет с коммунальными, зарплатами. Хорошо».

Выигранные деньги пойдут на самое необходимое: продукты и бездомных для многодетных, медикаменты, часть потратят на бензин часть, на заработную плату, на налоги. В проекте у «Ночлежки» строительство социальной гостиницы, чтобы бездомные не жили в вагонах. Правда, пока непонятно, когда этот план можно будет осуществить. Могут «Ночлежке» передать и дом временного пребывания, но Александр пока думает, найдутся ли средства на его содержание. А помощь людям нужна прямо сейчас. И приходится справляться теми силами и средствами, которые есть.

«Один пришел к нам, чтобы умереть. Кожа да кости, даже говорить не мог от голода. Откуда он взялся мы так и не выяснили, он сказать ничего не мог. Серега его помыл в бане, сразу его забрала скорая и он умер. Серега потом рассказывал, что он ему спасибо глазами сказал. Мы еще удивлялись, возможно ли это. А вот возможно. Спасибо. Глазами». 

Видео — Елизавета Козлова

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий